Вакцинный национализм: страны ЕС готовы идти против Брюсселя

25 марта на саммите ЕС, посвященному борьбе с пандемией COVID -19, лидеры стран-членов Союза рассмотрели стратегию распределения и применения вакцин от коронавируса, а также новое предложение Европейской комиссии о введении временного запрета на экспорт вакцин в некоторые страны, не являющиеся членами этого объединения, в частности в те, где санитарно-эпидемиологическая обстановка лучше, чем на территории Евросоюза.

foto

cnn.com

При этом, как отмечают в американском аналитическом центре IHS Global Insight , маловероятно, что экспортный контроль удастся осуществить на уровне всего ЕС. Помешают этому связи в цепочках поставок, а также зависимость от поставок компонентов для производства вакцин из стран, не входящих в Европейский Союз.

С одной стороны, в рамках принципа пропорциональности страны могли бы отказаться от экспорта вакцин в государства с более высокими показателями процесса вакцинации населения, а также более стабильной ситуацией в области здравоохранения.

С другой, в Global Insight считают, что, следуя принципу взаимности, Европейский союз мог бы обусловить экспорт вакцин некоторыми взаимными мерами, например, обязав страны, не входящие в ЕС, которые получают вакцины от Брюсселя, отправлять обратно сырье, необходимое для их производства.

Впрочем, как это часто бывает в ЕС, несколько государств-членов, в данном случае это Швеция, Нидерланды и Бельгия, выразили сомнения относительно новых инициатив, тем самым лишив их четкой и единодушной поддержки.

При этом отмечается, что ужесточение экспортного контроля со стороны государств-членов ЕС значительно затруднит второй этап программы вакцинации в Великобритании. Согласно данным, предоставленным Комиссией, основная часть вакцин ЕС, которые были произведены на ее территории и предназначены для экспорта (21 миллион доз), отправилась на Туманный Альбион. Сам Лондон якобы никаких вакцин в ЕС не экспортировал.

В случае если это соответствует действительности, то можно констатировать критическую зависимость англичан от Брюсселя, а две трети вводимых вакцин в Великобритании были получены из ЕС.

При этом Брюссель импортирует из Великобритании большую часть необходимых соединений для вакцины Pfizer, отдавая в ответ Лондону готовый препарат. Так что и ЕС зависит от британцев тоже…

Не стоит забывать, что пока после Brexit две стороны не достигли итоговых соглашений во всех сферах сотрудничества, любые переговоры несут в себе риски прекращения поставок или самих вакцин, или компонентов для нее.

А спорных вопросов сейчас крайне много.

К примеру, производственная площадка Halix в Нидерландах уже была в центре спора между ЕС и Великобританией по поводу вакцины AstraZeneca. Британо-шведская компания заявляла, что намерена экспортировать большую часть продукции завода в Великобританию, тогда как Брюссель хочет, чтобы эти дозы использовались внутри страны-производителя.

В случае если AstraZeneca и ЕС разругаются еще больше, сбои и задержки в поставках вакцины, которая и так зарекомендовала себя с далеко не лучшей стороны, будут неизбежны. Даже учитывая, что 26 марта Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA) одобрило два новых производственных предприятия в Лейдене (Нидерланды) и Марбурге (Германия), где производители будут производить вакцины AstraZeneca и BioNTech/Pfizer соответственно.

Впрочем, пока от AstraZeneca продолжают умирать люди, а в США периодически прекращают экспорт Pfizer для удовлетворения собственных нужд, страны, не обладающие своими препаратами от COVID -19, начинают искать альтернативные варианты. Всего их три, это российская вакцина «Спутник V », китайская « Sinovac » и индийская « Covaxin ».

Сегодня уже можно с уверенностью говорить, что страны, которые разочаровались в европейской системе распределения вакцин ( подробнее читайте в нашем материале ), все больше смотрят в сторону российского препарата и не собираются ждать, пока «Спутник V » будет официально одобрен на наднациональном европейском уровне.

Шутка ли, в ЕС все больше задаются вопросом, почему, если Брюссель авансом приобрел 1,2 миллиарда доз препаратов от COVID -19, планируя привить 400 миллионов человек, никто так и не знает, произведены ли эти вакцины, а если они произведены, то в каком количестве и где эти заветные дозы находятся.

Такая, вежливо говоря, неопределенность, подталкивает некоторые правительства государств Евросоюза к самостоятельным действиям, направленным на защиту жизни и здоровья своих граждан. Австрия, например, находится в завершающей стадии приобретения российской вакцины, итальянская фармацевтическая компания Adienne Pharma & Biotech подписала соглашение с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) о производстве «Спутник V ». А завод Arien S rl на севере страны готов до конца 2021 выпустить минимум 10 миллионов доз вакцины. Венгрия уже получает партии препарата, Словакия решила купить с мая по июнь 2 миллиона доз.

Впрочем, этим в Европе не ограничились, и уже на переговорах в формате видеоконференции между А. Меркель, Э. Макроном и В. Путиным 30 марта особое внимание было уделено не только обсуждению вопросов Украины, «Северного потока-2» и восстановлению отношений между ЕС и Россией, но и COVID -19. И, по некоторым утечкам, вопрос о приобретении российской вакцины занимал в беседе трех мировых лидеров чуть ли не главное место.

Несмотря на то, что лидеры Германии и Франции протокольно заявили, что рассмотрение заявки на регистрацию препарата из РФ должно происходить на основе тех же норм, которые EMA использует в отношении любой другой вакцины, европейские СМИ восприняли сам факт обсуждения темы «Спутника V » чуть ли не как предательство Брюсселя.

Европейцев понять можно: во Франции, где уже заняты практически все койки интенсивной терапии и реанимаций, ежесуточно прибавляется по 50-60 тысяч новых заболевших. В Германии обстановка чуть лучше – там каждый день заражается по 20-25 тысяч человек, но с больничными койками тоже предкризисная ситуация.

Прогнозы специалистов при этом неутешительны – рост числа людей с подтвержденным COVID -19 в Европе продолжится и не ясно, где и кто их будет лечить, ведь ни коек, ни врачей уже не хватает, а темпы вакцинации явно недостаточны. Более того, не хватает и самих вакцин, даже если не учитывать их качество, а в отдельных случаях и потенциальную смертельную опасность.

В результате речь идет уже не только о локализации производства «Спутника V » в Германии. Берлин, судя по всему, как и Париж, намерен ускорить процесс и, попутно с производством препарата на своей территории, хочет купить крупные партии готовых доз, лишь бы ускорить темпы вакцинации…

Отметим также, что не только власти европейских стран, но простые жители Европейского Союза хотят прививаться «Спутником V ». Так жители Италии все больше намерены отправиться в Россию, чтобы сделать прививку. Более того, Пьетро Ди Фебо, директор туристической компании из Эмилии-Романьи Eurasian Travel решил самостоятельно организовывать туры для этой цели.

Бизнесмен уверен, что спрос в его стране есть, и итальянцы готовы потратить почти все свои отпускные, чтобы в поездке получить сразу обе дозы «Спутника V ». Цена по оценкам составляет около 2000 евро.

И это не единичный пример.

В феврале стало известно, что немецкая авиакомпания Lufthansa займется «прививочным туризмом» и откроет «Корона-лаундж» в московском аэропорту Домодедово. Пункт вакцинации должен находиться пока вне транзитной зоны, а значит, понадобится виза и все вытекающие финансовые затраты. Впрочем, раз расчетливые немцы на это пошли, спрос есть, а инициатива по всем расчетам – рентабельна. Справедливости ради добавим, что сейчас переговоры идут и о том, чтобы вакцинировать людей прямо в транзитной зоне воздушной гавани.

В этом контексте поставки российской вакцины и ее производство на территории стран ЕС для ряда лидеров стран-членов Союза представляется уже не политической акцией Кремля, а необходимостью ради спасения не только жизней сограждан, но и экономик своих государств. А мнение и решения наднациональных органов Европейского Союза де-факто становятся уже вопросами второго плана, не имеющими ключевого значения в борьбе с очередной волной пандемии коронавируса.

Фото: cnn.com