Азия

Covid-19: Новый Шелковый путь под угрозой?

Прогресс в реализации различных инфраструктурных проектов, входящих в инициативу “Один пояс, один путь” (BRI), вероятнее всего, будет замедлен в обозримой перспективе из-за продолжающейся пандемии Covid-19.

В настоящее время во многих странах действуют различные формы ограничений, которые влияют на сроки реализации проектов, приводя к задержкам строительства. Тем не менее можно также прогнозировать, что в Пекине расширят планы по созданию нового Шелкового пути, в том числе и в вопросе строительства медицинских объектов и увеличения торговли медицинскими товарами между Китаем и странами-участницами проекта. При этом способность Китая финансировать инфраструктурные проекты за рубежом будет снижена, поскольку средства будут перенаправлены на восстановление внутренней экономики.

Более того, поскольку мировая экономика погружается в рецессию, страны инициативы “Один пояс, один путь”, особенно приграничные рынки, вряд ли возьмут на себя новые долговые обязательства для финансирования проектов в ближайшей перспективе. В более широком смысле, пандемия Covid-19 подчеркивает негативные стороны глобализации, когда растущая мировая экономическая взаимозависимость и высокий уровень транспортной связанности все чаще рассматриваются в качестве проблемного вопроса. Это может заставить некоторые страны пересмотреть свой подход к глобализации и сотрудничеству в рамках стратегии реализации инициативы “Один пояс, один путь”.

В первую очередь, в рамках стремления достичь успехов в реализации амбициозного проекта, участники столкнутся с препятствиями из-за продолжающейся пандемии Covid-19. В настоящее время во многих странах действуют различные формы ограничений, которые влияют на сроки реализации проектов, приводя к задержкам строительства. И наоборот, планы Китая по реализации проекта “Шелковый путь” начнут реализовываться, создавая возможности для строительства объектов здравоохранения и увеличения торговли медицинскими товарами между Китаем и странами инициативы.

Продолжающаяся пандемия Covid-19 приведет к значительным задержкам в реализации ряда инфраструктурных проектов инициативы “Один пояс, один путь” в краткосрочной перспективе.

В связи с распространением вируса в большинстве районов мира многие правительства ввели различные ограничения на передвижение, в некоторых случаях это привело к полной, хотя и временной остановке строительной деятельности. В Малайзии в середине марта был введен приказ о контроле за движением, который включал в себя решения о прекращении работ на большинстве строительных площадок. Вскоре после решения Малайзии Таиланд последовал ее примеру, поскольку премьер-министр Таиланда Прают Чан-Оча поместил страну под жесткий карантин, чтобы обуздать распространение вируса.

В результате несколько проектов, входящих в китайскую инициативу в регионе, включая железнодорожное сообщение восточного побережья Малайзии и высокоскоростную железную дорогу Бангкок-Нонг-Кхай в Таиланде, вероятно, будут отложены из-за ограничений на передвижение рабочей силы и сбоев в цепочке поставок, вызывающих задержку поставок материалов и строительного оборудования.

Аналогичным образом сообщения о задержках появились в Пакистане, где осуществляются многочисленные инфраструктурные проекты в рамках Китайско-Пакистанского экономического коридора (CPEC). Так Шах Мехмуд Куреши заявил в конце марта, что он ожидает увидеть некоторые задержки в проектах CPEC в краткосрочной перспективе, но подчеркнул оптимизм в долгосрочной перспективе.

Хотя трудно точно определить, когда ситуация с пандемией ослабнет, вероятнее всего сроки строительства будут растянуты, и в худшем случае некоторые проекты так не будут реализованы, а ряд компаний обанкротятся из-за проблем с денежными потоками.

При альтернативном сценарии коронавирусный кризис может ускорить реализацию китайского Шелкового пути.

Впервые предложенный в 2017 году Всемирной Организацией Здравоохранения, Шелковый путь в сфере здравоохранения является продолжением BRI, во многом похожим на цифровой Шелковый путь, который фокусируется на улучшении инфраструктуры, увеличении потока связанных со здравоохранением товаров и услуг, а также обмене медицинскими идеями и практиками между странами BRI. Товары медицинского назначения включают медицинские изделия, средства индивидуальной защиты, лекарственные препараты и сырье, необходимое для их производства.

Еще одной целью Шелкового пути о области охраны здоровья является “совершенствование глобального управления общественным здравоохранением”, которое считается недостаточным, поскольку мир борется с последствиями первоначального несогласованного реагирования на вспышку болезни, что привело к эскалации ситуации. Хотя первая вспышка Covid-19 произошла в Китае, Пекин в настоящее время предлагает помощь многим пострадавшим странам, включая Италию и Испанию, направляя медицинских специалистов и защитную одежду, а также оборудование для оказания помощи в борьбе со вспышкой.

С пандемией Covid-19, обнажающей недостатки многих систем здравоохранения в странах BRI, тяжелая ситуация в обозримой перспективе превратится в дополнительное окно возможностей для Китая продвигать Шелковый путь в области здравоохранения. Будут созданы условия для строительства объектов здравоохранения, социальной инфраструктуры, которой правительства часто пренебрегают, стремясь к экономическому росту.

Также можно ожидать более тесного сотрудничества в области реагирования на чрезвычайные ситуации между странами BRI, причем Китай, как ожидается, будет проецировать мягкую силу, приходя на помощь другим государствам во время кризисов, подобных нынешней ситуации Covid-19.

В целом, исходящие инвестиции BRI замедлятся, поскольку способность Китая финансировать инфраструктурные проекты уменьшится в краткосрочной перспективе. Ухудшение макроэкономических прогнозов в Китае и остальном мире побудило Fitch внести коррективы в сторону понижения прогноз роста ВВП Китая на 2020 год.

Ожидается, что китайская экономика вырастет на 2,2% в этом году, что является многолетним минимумом, который приведет к дальнейшим изменениям в стратегии Пекина в рамках реализации проекта “Один пояс, один путь” в краткосрочной перспективе. BRI уже прошел свою первую волну перекалибровки, где председатель Си Цзиньпин пообещал сосредоточиться на финансовой, экономической и экологической устойчивости, что замедлит темпы реализации проектов в будущем.

Временно ослабленная финансовая мощь Китая в краткосрочной перспективе также еще больше ограничит его амбиции в области реализации “Один пояс, один путь”, и главные усилия Пекина будут сосредоточены на завершении существующих проектов, а не на предложении строительства новых.

Более того, замедление темпов роста Китая приведет не только к сокращению исходящих инвестиций BRI, но и негативно повлияет на способность стран BRI брать на себя дополнительный долг для новых инфраструктурных проектов.

Несмотря на то, что подобное развитие событий не представляется наиболее вероятным сценарием, существует вероятность того, что экономические последствия могут заставить некоторые страны пересмотреть свой подход к глобализации и сотрудничеству с китайской стратегией BRI.

Эксперты Business Monitor International (BMI) отмечают – глобализация пережила серьезные вызовы и негативные последствия в последние годы и привела к росту числа популистско-националистических лидеров, некоторые из которых получают поддержку, проводя политику против китайского экономического сотрудничества.

Коронавирусный кризис также показывает, насколько зависимы некоторые страны от глобальной цепочки поставок и насколько уязвимы финансовые средства и денежные потоки к любого рода сбоям. В частности, в обозримой перспективе международное сообщество будет более осторожно относиться к потенциальным последствиям чрезмерной экономической зависимости от Китая. Некоторые страны могли бы стать более устойчивыми к дальнейшей экономической интеграции с Поднебесной и вместо этого предпочли бы диверсифицировать свою торговлю с другими странами.

Кроме того, в то время как расширение транспортных связей между странами позволило значительно развить торговлю и коммерцию, оно также также способствовало международному распространению Covid-19, во многом подобно тому, как Великая чума путешествовала по древнему Шелковому пути в 14 веке.

Эти два сценария материализуются в долгосрочные тенденции и перспективы китайской инициативы “Один пояс, один путь”, ставя ее под угрозу, поскольку страны начнут обращаться к протекционизму или регионализму, а не глобализму.

Теперь Китаю, возможно, будет еще труднее убедить развитые западноевропейские и североамериканские страны присоединиться к BRI. Впервые опасения, что инициатива Пекина приближается к критической массе стран-участниц прозвучали после завершения 2-го Форума “Один пояс, один путь” в апреле 2019 года, поскольку основной сущностью BRI является интеграция рынков Западной Европы и Восточной Азии, а отсутствие европейских стран G7 в составе стран-участниц (за исключением Италии) является огромным препятствием для успеха проекта.

Учитывая, что с одной стороны, экономика Великобритании, Франции и Германии, по прогнозам, сократится в краткосрочной перспективе, и правительства, вероятно, сосредоточат свое внимание на экономическом восстановлении, как только ситуация Covid-19 ослабнет, а с другой – с пандемией, которая, как ожидается, усугубит напряженность между США и Китаем, просматриваются все сильнее сокращающиеся шансы на то, что эти западноевропейские страны будут участвовать в инициативе Поднебесной, поскольку они были традиционными, верными союзниками США.

В долгосрочной перспективе обострение напряженности между США и Китаем может привести к тому, что эти союзники будут участвовать в конкурирующей политике, что потенциально приведет к глобальной инфраструктурной гонке вооружений.