Ближний Восток

Израиль: пандемия, экономика, борьба за власть

30 августа Кабинет министров Израиля утвердил план целенаправленных ограничений, чтобы избежать еще одной национальной изоляции, связанной с пандемией COVID-19. Бизнес в значительной степени возобновился, опираясь на пакет экономической помощи, который правительство затем удвоило в июле 2020 года. Однако, связанные с пандемией недовольства сливаются в более широкую политическую оппозицию против премьер-министра Биньямина Нетаньяху.

Несмотря на рост числа инфекций в Израиле с тех пор, как был снят карантин, аналитики сходились во мнении, что ограничения вряд ли будут столь же масштабными и негативными по своим последствиям, как те, которые были применены во время мартовско-апрельской изоляции.  

Хотя информация о 3000 новых случаях заболевания 2 сентября вызвала возобновление правительственных дебатов по поводу еще одного общенационального карантина, по своим политическим, религиозным и экономическим последствиям подобный сценарий является крайне неблагоприятным и поэтому маловероятен; более вероятны краткосрочные локальные блокировки.  

В преддверии еврейского Нового года, Йом-Кипура и праздников Суккот, охватывающих период с 18 сентября по 11 октября 2020 года, правительство утвердило план градуированных ограничений на уровне городов. 7 сентября Межминистерская комиссия по борьбе с коронавирусом в Израиле постановила ввести “красные зоны” в ряде городов или их районах, где будет веден комендантский час с семи часов вечера до пяти часов утра. В это время будут закрыты все торговые точки и предприятия, кроме жизненно необходимых. Аптеки, продуктовые магазины и больницы продолжат работать. Более того, в нескольких городах с 8 сентября была прекращена работа учебных заведений. Введение комендантского часа стало альтернативой жесткому карантину.

Ранее, когда в феврале был зарегистрирован первый случай заболевания COVID-19, Израиль незамедлительно закрыл свои международные границы и ввел двухмесячную национальную блокировку (Март-Апрель). Движение городского общественного транспорта было сильно сокращено, поездов – приостановлено. Эти ограничения были сняты в мае. Авиация и туризм по-прежнему сталкиваются с правительственными ограничениями.

Эксперты сходятся в оценках, что в случае, если удастся избежать повторных общенациональных ограничений, связанных с COVID-19, экономический рост в Израиле ожидается с 2021 года. Во втором квартале 2020 года ВВП упал на 28,9% по сравнению с первым кварталом 2020 года и на 7,8% по сравнению со вторым кварталом 2019 года, что стало худшей рецессией за последние десятилетия. Согласно оценкам Министерства финансов Израиля, полное восстановление экономики займет до пяти лет. Правительственные чиновники прогнозирует, что ВВП сократится от 5,9% до 7,2% в 2020 году и вырастет либо на 2,2%, либо на 5,7% в 2021 году, в зависимости от того, будет ли пандемия взята под контроль. В свою очередь IHS Markit прогнозирует, что реальный рост ВВП в 2020 году составит -6%, а в 2021 году восстановление может достигнуть 5,9%.

Несмотря на то, что государственный долг и дефицит бюджета растут, Израиль вряд ли обратится за внешней помощью. Министерство финансов пересмотрело свой прогноз дефицита бюджета на 2020 год в сторону повышения с 10,29% до 13,1-14,2% ВВП (более 150 млрд шекелей или 45 млрд долларов США) и оценивает дефицит бюджета на 2021 год в 9,4% -12,5%. Соотношение долга к ВВП в 2020 году прогнозируется на уровне 75,8-77,9%, опять же в зависимости от темпов восстановления, по сравнению с 61,2% в 2019 году.

Правительство не обращалось за помощью к Международному Валютному Фонду (МВФ), но при его относительно благополучном финансовом положении у него не возникло бы особых проблем с получением кредитов. Ранее, чтобы профинансировать дефицит бюджета и погашение долга, правительство до 2020 года несколько раз привлекало валютный долг, выходя за рамки своей обычной практики и делая это только один раз в год в январе. Золотовалютные резервы по состоянию на март 2020 года составляют около 126 миллиардов долларов США, или 12 месяцев импорта.

Государственная экономическая помощь всем секторам экономики, первоначально считавшаяся недостаточной, особенно пострадавшими владельцами бизнеса и самозанятыми, теперь удвоилась и продлится до июня 2021 года. До июля пакет экономической помощи составлял около 28 миллиардов долларов США в виде грантов, займов, кредитов и так далее. Тем не менее, данные меры были расценены как недостаточные, особенно указанными выше категориями граждан, которые при этом не имеют права на пособие по безработице, даже несмотря на выплату сравнительно более высокой доли взносов социального страхования. Эта помощь, составляющая около 6,7% ВВП, также подверглась критике со стороны средств массовой информации как недостаточная по сравнению с уровнем, установленным Организацией экономического сотрудничества и развития.  

В июле правительство объявило еще об одном пакете помощи в размере 27 миллиардов долларов США, который включает в себя продление пособий по безработице до июня 2021 года и выплаты всем израильтянам, даже в самых богатых группах доходов. Однако из-за этого кризиса ни один государственный бюджет до сих пор не был утвержден.

Факторы, влияющие на изменения рисков

Возрастающие риски:

Доступ общественности к вакцине не предвидится в обозримой перспективе. По примерным оценкам она не поступит в оборот раньше 2021 года. На этом фоне ошибки в управлении и неэффективные аспекты работы государственного здравоохранения создают значительные риски возникновения новых волн COVID-19, значительно увеличивая опасность замедления экономического восстановления, ослабления финансового положения и затяжных протестов.

Политическая обстановка в Израиле также не является образцово-показательной. Споры между ключевыми ведущими силами и борьба за кресло премьер-министра нарушает систему централизованного принятия решений и усугубляет кризисы в области здравоохранения и экономики. Более того, лидер партии «Наш дом – Израиль» Авигдор Либерман бросил открытый вызов Биньямину Нетаньяху, обвинив его не только в том, что он больше не лидер правого лагеря, но и в том, что он враждебен по отношению с поселенческому движению, и с ним надо бороться открыто, как боролись в свое время с левыми правительствами. Этот шаг Авигдора Либермана и поддержка его призывов лидерами поселенческого движения, в том числе членами Ликуда, неизбежно подтолкнет к активизации на данном направлении Нафтали Беннета, который, как и Авигдор Либерман, претендует теперь на звание «лидера правого лагеря» и выразителя чаяний поселенческого движения.

Сокращающиеся риски:

Несмотря на отсутствие вакцины, Израиль значительно наращивает свои возможности по тестированию и отслеживанию COVID-19, тем самым способствуя лучшему балансу между здоровьем и экономикой. Все большее число стран исключают Израиль из своего красного списка. Израильские власти в ответ активнее предоставляют медицинские услуги, что позволяет авиации работать, а также способствует восстановлению въездного туризма.