Ближний Восток

Израиль одобрил продажу США истребителей F-35 II ОАЭ

Администрация президента США Дональда Трампа 29 октября уведомила Конгресс о том, что планирует разрешить продажу ОАЭ 50 истребителей Lockheed Martin F-35 II на общую сумму около 10 миллиардов долларов. 

Это заявление было сделано после того, как Израиль дал свое согласие на осуществление сделки. Напомним, по американским законам, Израилю гарантировано качественное военное превосходство на Ближнем Востоке Qualitative Military Edge (QME). Хотя отношения между Израилем и ОАЭ не имеют серьезных противоречий, в Израиле велись значительные внутренние дебаты о том, следует ли одобрить эту продажу. 

Некоторые эксперты также утверждают, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху тайно согласился одобрить сделку в рамках переговоров о нормализации отношений с ОАЭ. 15 сентября было объявлено о заключении в Вашингтоне трехстороннего соглашения между ОАЭ, Израилем и США по нормализации отношений между Абу-Даби и Иерусалимом. При этом Соединенные Штаты являются посредником и гарантом данного соглашения. В совместном трехстороннем заявлении подчеркивается, что это дипломатическое достижение «откроет большой потенциал для региона». Израиль и ОАЭ полны решимости развивать отношения в таких областях, как взаимные инвестиции, прямое авиационное сообщение, безопасность, технологии, телекоммуникации, здравоохранение, энергетика, туризм. 

Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что QME носит скорее демонстративный характер, и, в случае необходимости, США, несомненно, смогут продать свои вооружения и без одобрения Израиля, или же пролоббировать сделку в израильском руководстве. 

Помимо прочего, сообщается, что требования израильских властей могут включать ограничения на возможности самолетов, продаваемых ОАЭ, или заключение договоренностей с США о продаже Израилю F-22 Ospreys. Отметим также, что израильская модификация истребителя F-35I Adir обладает улучшенными характеристиками по оптическому и радиолокационному обнаружению воздушных и наземных целей. А кроме того, авиационные средства поражения класса «воздух-земля» израильского производства отличаются большей дальностью пуска, огневым могуществом и повышенной стойкостью к помехам по сравнению с версией, предназначенной для Объединенных Арабских Эмиратов. 

В случае, если ОАЭ все же купит F-35, то его стоимость может составить около 200 млн долларов США, тогда как себестоимость самолета – 80 млн долларов. Такая разница в цене объясняется тем фактом, что для американских военных истребитель стоит около 100 млн долларов, а в комплекте с ним Абу-Даби приобретает также комплект авиационных средств поражения, оборудование для наземного обслуживания и подготовку персонала в военных учебных заведениях США. в целом же контракт оценивается в 10,4 млрд долларов. 

Сделка в настоящее время все еще сталкивается с оппозицией в американском Конгрессе. Критики обвинили ОАЭ в нарушении прав человека в конфликтах в Йемене и Ливии. Кроме того, у военных США есть опасения, что Россия и/или Китай могут получить доступ к технологиям F-35 через граждан, работающих в качестве технических специалистов для эмиратских военных. Более того, в случае, если демократы получат контроль над Белым домом и/или Сенатом, а подобный сценарий в настоящее время выглядит наиболее реалистичным, они могут вообще помешать продаже авиационной техники. 

Добавление реактивного самолета F-35 в свой арсенал значительно укрепило бы оборонительные позиции ОАЭ в том числе и по отношению к Ирану, который, по заявлениям американцев, властей Эмиратов и Иерусалима является главной угрозой безопасности для Израиля и ОАЭ. 

Иран за последнее десятилетие нарастил свой ракетный арсенал, в том числе ведя в эксплуатацию как российские системы ПВО С-300, так и собственные, баллистические ракеты разной дальности, и вероятнее всего, способен сдерживать военную активность ОАЭ в районе стратегически важного Ормузского пролива. 

Возвращаясь к США, также отметим, что ОАЭ далеко не сразу получили ответ из Вашингтона на запрос о покупке F-35, а лишь через семь лет после первой попытки приобрести самолет. Это связывается с тем, что именно Израиль является ключевым военно-техническим партнером американцев на Ближнем Востоке. Во время президентства Барака Обамы обеспечение военной безопасности еврейского государства было одной первостепенных задач Белого дома, и на эти цели за восемь лет было выделено более 38 млрд долларов. 

Говоря о России, стоит подчеркнуть, что еще в 2017 году в Абу-Даби не было уверенности о том, чьи самолеты покупать для нужд ВВС. Шли переговоры с Москвой о приобретении 50 истребителей Су-35С. Подобный сценарий позволял российским оружейникам не только заработать значительные средства, но и получить козырь в виде поставок в страну, традиционно приобретающую вооружения американского и французского производства. 

Впрочем, контракт не был заключен, даже несмотря на слишком завышенную цену F-35 и с учетом того, что российский Су-35С не является самолетом пятого поколения лишь из-за параметров радиолокационной заметности. 

В результате можно констатировать, что поскольку региональная монополия Израиля на F-35 была нарушена, велика вероятность того, что вскоре о своих намерениях заполучить новейший американский самолет заявят и другие страны региона, в том числе Саудовская Аравия и Катар. Тем не менее, в настоящее время не представляется возможным говорить с большой степенью уверенности, что Вашингтон согласится на поставки F-35 этим государствам.  

Более конкретный прогноз будет возможен уже после того, как определится не только новый постоялец Белого дома, но и его команда. В случае же, если Джо Байден все же станет главой США и продолжит курс Обамы на Ближнем Востоке, существует вероятность, что сделка с ОАЭ может сорваться. При подобном развитии событий уже у Москвы вновь появится возможность для продажи Абу-Даби своих истребителей Су-35С.