Ближний Восток

Зачем Турция ужесточает контроль за социальными сетями?

19 декабря Турция ввела запрет на рекламу в Twitter, Periscope и Pinterest. Причиной подобному решению называется несоблюдение компаниями нового закона, согласно которому платформы социальных сетей, которые посещают более 1 миллиона пользователей в день, стали обязаны назначать свои законные представительства в стране. Более того, особо подчеркивается, что возглавлять данное отделение должен исключительно гражданин Турции.

Отметим также, что ранее за несоблюдение данных правил Facebook, YouTube и Twitter уже были оштрафованы почти на 5,4 миллиона долларов США. 18 декабря Facebook и Instagram объявили, что создадут юридическое представительство, после того, как аналогичные заявления последовали от YouTube, TikTok и Daily Motion.

Помимо этого, 12 января Антимонопольный комитет Турции и Управление по защите персональных данных начали расследование в отношении Facebook и WhatsApp в связи с их новой политикой о персональных данных.

Эксперты аналитического центра IHS Global Insight констатируют, что недавние штрафы и расследования свидетельствуют о решимости турецкого правительства строго соблюдать законодательство, введенное в августе 2020 года, и регулировать рынок социальных сетей.

При этом дальнейшие санкции включают ограничение доступа на турецкий рынок наполовину в апреле и на 90% в мае 2021 для компаний, которые не решатся создать свое представительство республике.

На этом фоне турецкое правительство, скорее всего, будет использовать новое законодательство, в том числе и для ограничения критики правительства.

Социальные сети, которые соблюдают закон, введенный турецким представительством, скорее всего, столкнутся с регулярными судебными запросами об удалении контента, считающегося спорным по соображениям национальной безопасности, включая любую критику президента Эрдогана, ключевых правительственных чиновников, или контента, не соответствующего социальным консервативным ценностям страны. А широкое толкование национальной безопасности, а также значительная политизированность судей означает, что приказы об удалении той или иной информации будут выходить в обозримой перспективе с завидной регулярностью.

Более того, если компании не удалят или не заблокируют контент в течение 24 часов после судебного решения, они будут нести ответственность за ущерб и дальнейшие штрафы.

Так, согласно отчету Twitter, охватывающему первую половину 2020 года, опубликованному в январе 2021, турецкие власти сделали наибольшее количество запросов на удаление постов и твиттов.

Недавно объявленная в Турции инициатива осуществления контроля за социальными сетями и мессенджерами в результате, скорее всего, будет предоставлять более выгодные условия местным платформам обмена сообщениями и социальным сетям за счет глобальных компаний, что, в свою очередь, увеличит вероятность вмешательства регулирующих органов и штрафов для корпораций, которые раньше и не думали, что будут вынуждены конкурировать с местными игроками, существенно меньшими по размеру.

При этом, думается, что наращивание контроля за социальными сетями спровоцировано не только личной обидой и претензиями Эрдогана, но иными, возможно куда более серьезными причинами.

Аналитики Института Ближнего Востока подчеркивают, что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) на сегодняшний день все больше обеспокоена потерей молодых избирателей, а также тех, кто ими только планирует стать в скором времени.

При этом, согласно исследованию, проведенному Турецким статистическим институтом, безработица среди молодежи республики показывает максимум за последние 20 лет – 26%. Более того, 79,3% людей в возрасте от 15 до 25 лет считают, что главным условием удачной карьеры является наличие у них покровителей из числа влиятельных фигур из политического класса, а не образование и трудолюбие. Серьезной проблемой также является тот факт, что 60% из них говорят, что хотели бы покинуть страну, если бы им дали такую возможность.

Помимо этого, в 79-страничном докладе, который был представлен турецкому лидеру на тему влияния социальных сетей и интернет технологий в конце 2020 года указывалось, что международные гиганты социальных сетей, которые доминируют в молодежной культуре, представляют собой вызов для страны и должны регулироваться. В исследовании подчеркивается, что корпорации Силиконовой долины принимают прямое участие в подрыве государственной власти внутри Турции. «Наш ответ должен быть кибер-суверенитет, кибер-Родина и цифровая Турция», — говорится в докладе.

В результате можно констатировать, что новые законодательные инициативы, принятые и уже применяемые в Турции необходимо рассматривать именно в контексте намерения властей не только обеспечить информационную безопасность страны, но и зачистить социальные сети и мессенджеры от противников ПСР и Эрдогана лично.