Photo: kractivist.org

В Боливии может захлопнуться «новая путинская сырьевая ловушка».

26 июня с.г. в немецкой газете Die Welt вышла прелюбопытнейшая статья журналиста Тобиаса Койфера под заголовком «Именно здесь должна захлопнуться новая путинская сырьевая ловушка». По мнению автора, Россия является одним из главных претендентов на деловое сотрудничество с Боливией в разработке крупнейших в мире месторождений лития, необходимого для производства электробатарей. Если Москва преуспеет (а с учетом её особых отношений со странами Южной Америки шансы в «литиевом покере», как считает Койфер, весьма высоки), то у Запада может возникнуть еще одна, помимо нефти и газа, сырьевая зависимость от Кремля.

По данным американской геологической службы, Боливия обладает крупнейшими в мире запасами лития – 21 миллион тонн. По этому показателю она опережает Аргентину и Чили, нынешних мировых лидеров в его добыче. «Если бы Россия смогла контролировать месторождения лития в Боливии, это поставило бы её в очень выгодное положение из-за значимости сырья для современной экономики», – такой вывод делается в статье.

Литий – самый легкий металл. В металлургии он используется для раскисления и повышения пластичности и прочности сплавов. В оптике – для изготовления стекол, которые защищают от ультрафиолетовых лучей. В ядерной энергетике – для получения радиоактивного изотопа водорода – трития. Но львиная доля уходит на производство литий-ионных аккумуляторов. Рост спроса на электромобили привел в прошлом году к впечатляющему росту цен на этот металл сразу на 400%! Тонна карбонат лития сейчас стоит более 70 тысяч долларов.

Основным центром добычи металла является «Литиевый треугольник» Южной Америки, охватывающий территории Чили, Боливии и Аргентины. Здесь находится 70% всех доступных мировых запасов лития. 2/3 из них – на территории Боливии. Тут расположено крупнейшее месторождение - солончак Уюни (потенциально – более 50% мировых запасов). Это высохшее солёное озеро на юге пустынной равнины Альтиплано на высоте около 3650 м над уровнем моря. По данным геологической службы США на 2021 год выявленные ресурсы лития во всем мире составляют около 86 миллионов тонн. Боливия обладает самыми большими запасами – 21 миллион тонн, за ней следуют Аргентина (19,3 миллиона тонн), Чили (9,6 миллиона тонн), Австралия (6,4 миллиона тонн) и Китай (5,1 миллиона тонн).

«В перечисленных странах есть экономические и технические предпосылки для торможения роста добычи, в связи с чем на арену литиевого рынка могут выйти такие игроки, как Зимбабве, Намибия, Германия, Португалия и Россия», – считает доктор экономических наук, промышленный эксперт Леонид Хазанов.

То есть прогнозируется рост конкурентной борьбы, в связи с чем Боливия и решила закрепить свои позиции на этом важном сегменте мирового рынка. Возможно, с помощью России, что было бы весьма ценно в условиях санкционного произвола коллективного Запада.

Теперь зайдем с другой стороны. Что ждет Европу? Европарламент вот-вот проголосует за введение так называемого климатического пакета, о котором мы уже писали ранее. Его цель – к 2030 году уменьшить на 55% по сравнению с 1990-ым выбросы парниковых газов. Евродепутаты хотят запретить с 2035 года продажу новых машин с бензиновыми и дизельными двигателями, открыв широкую дорогу электромобилям. А тут без лития никак нельзя.

Да что там авто! В 2024 году, как ожидается, начнется принципиально новая эпоха регулярных коммерческих полетов на электрических самолетах и аэротакси. Во всяком случае, на эту революцию нацелены сразу три международных проекта с участием немецких фирм. Один реализует всемирно известная компания экспресс-доставки грузов DHL, входящая в состав немецкого почтового и логистического концерна Deutsche Post DHL. В августе прошлого года она заказала американскому авиастроителю Eviation 12 самолетов Alice для безэмиссионых воздушных перевозок посылок и корреспонденции. Управляемая одним пилотом, одна такая «штуковина» способны перевозить 1200 килограммов груза или девять пассажиров на расстояние до 815 километров. Чтобы зарядить аккумуляторную батарею примерно на час полета, требуются около 30 минут. Каждый электролет стоит порядка 3,5 миллионов евро.

Одновременно немецкий стартап Lilium объявил о контракте с бразильской авиакомпанией Azul. Она собирается приобрести у него 220 электрических бизнес-джетов. Сумма сделки – один миллиард долларов. Их предполагается использовать в крупнейшей южноамериканской городской агломерации Сан-Паулу для региональных перевозок по воздуху до шести пассажиров. Стартап Lilium основала в 2015 году группа выпускников Мюнхенского технического университета. Сначала они сосредоточились на проекте аэротакси, но затем пошли по пути разработки электрического бизнес-джета для перевозок не внутри города, а внутри региона.

А чуть раньше – в июле прошлого года – немецкий стартап Volocopter, специализирующийся на разработке авиатакси, купил своего многолетнего технологического и производственного партнера DG Flugzeugbau и тем самым получил сертификацию Европейского агентства по авиационной безопасности EASA. Это существенно повышает конкурентные преимущества компании, намеренной приступить к регулярным внутригородским воздушным перевозкам самое позднее к следующим летним Олимпийским Играм в Париже. Созданная в 2011 году, компания Volocopter позиционирует себя в качестве «первопроходца в области городской аэромобильности» (Urban Air Mobility, UAM). Она попала в «Книгу рекордов Гиннесса» за первый пилотируемый полет на электрическом мультикоптере – летательном аппарате, построенном по вертолетной схеме. С тех пор различные новинки этой фирмы налетали в ходе испытаний и презентаций свыше 1000 часов. Уже не раз поднималось в воздух и двухместное аэротакси с вертикальным взлетом VoloCity, способное развивать скорость до 110 км/ч. Оно оснащено 18 электромоторами, которые работают от 9 литий-ионных аккумуляторных батарей.

Литий рулит! И не только в электромобилях, компьютерах и смартфонах, но и в бытовой и очень практичной электрической авиации совсем близкого будущего. России по-любому необходимо закрепиться на этом весьма аппетитном рынке. Мы многие годы в качестве надежных партнеров выстраивали честные отношения с латиноамериканскими странами, которые сейчас стойко противостоят диктату США. Так что немецкий журналист прав: шансы заполучить «боливийский пирог» у России действительно есть.