Французы три недели искали женщину

Эммануэль Макрон назначил премьера.

История с поиском премьера затянулась. На переговоры ушли практически три недели, и президент назначил премьера буквально в последний момент. Элизабет Борн стала первой мадам премьер с 1992 года, когда правительство возглавляла Эдит Крессон. Президент упорно искал женщину на этот пост. Одна отказалась, поскольку не хотела проводить в жизнь предвыборные обещания Макрона повысить пенсионный возраст до 65 лет. Она социалистка и защищает совершенно обратное. Другая - напротив, успешнейшая бизнесвумен, рулящая крупной компанией и ей принимать на себя все шишки - не лучший пунктик в карьере.

foto

Борн социалистка. В этом была хитрость Макрона, и ниже станет ясно, какая именно. Очень неплохое образование. Политехнический университет, который она закончила, входит в престижный список «Гранд Эколь» - лучших университетов Франции. В правительстве Кастекса она занимала пост министра труда, а до этого руководила Обществом железных дорог. Макрону нужен был премьер, который «был бы компетентен в социальной политике, экологии и подъеме производства». Тут пока все сходится.

Бывшие коллеги характеризуют ее как упорную работягу, а главное: «Если она берется за досье, то ее в первую очередь интересуют корни проблемы, а уже потом ее политическая или партийная составляющая. Она скорее твердая технократка». Борн работала во многих министерствах, но практически все время при «левых» министрах. «Я придерживаюсь левых убеждений, - говорит она в интервью БФМТВ. - Социальная справедливость и равенство возможностей – вот суть моей борьбы. Дать возможность каждому раскрыться на своем рабочем месте - это и есть левые ценности в моем понимании».

Когда Элизабет Борн руководила Обществом железных дорог, она затеяла, вернее переняла от предшественника идею перевести все поезда на электротягу. Не удалось, никто из подрядчиков не взялся, но Макрон оценил эту экологическую суперидею. Финансово застоявшуюся компанию она начала переводить на новые бюджетные рельсы, инвестировать в стартапы, продвигать создание беспилотных поездов уже в ближайшем будущем.

Ну и, наконец, мадам требовательна настолько, что по данным «Монд» ее секретарша повидала не одного человека, покидавшего кабинет Борн с пунцовым лицом или вообще в слезах. За что ее и прозвали «Madame Burn-Out» - Мадам «Сгорим на работе».

Что дальше? В ближайшие дни или даже часы будет объявлен состав кабинета. С 2013 года закон обязывает Высший надзорный орган проверить каждого по трем позициям. Полный налоговый контроль с последующей публикацией данных о состоянии. Проверка на наличие трений с законом в прошлом, в частности, не дай бог, отношений с несовершеннолетними, а то теперь это на каждом шагу. И, наконец, проверка вероятности конфликтов интересов в возглавляемом ведомстве.

Франция - единственная в Европе держава, где премьера назначает президент просто по своему усмотрению. В некоторых странах встречается подобная процедура, но, допустим, в Италии кандидатура увязана с большинством, полученным в обеих палатах парламента. В Греции назначение премьера также зависит от результатов его партии на парламентских выборах. В Бельгии король назначает информатора, который опять же запрашивает мнение политических партий и только потом, в зависимости от мнения большинства, назначается премьер. Вспомните затяжной парламентский кризис, когда главу кабинета не могли назначить месяцами.

Парламентские выборы во Франции назначены на 12 и 19 июня. Премьеру не обязательно получать одобрение Национального собрания, нижней палаты, но он может представить парламенту видение своей политической программы в форме некоей общей политической декларации. По Конституции, кстати, он не обязан это делать, но такова, как здесь говорят, «республиканская традиция». При этом если хотя бы группа депутатов после этой речи выдвинет вотум недоверия и парламент за него проголосует, то правительство может отправиться в отставку. Но, право слово, за месяц кабинет министров не успеет натворить таких уж бед, за которые придется расплачиваться местами.

После победы Макрона французские политики занимались тем, что ходили друг к другу и пытались выстроить некую коалиционную схему на июнь. Но, как водится в таких случаях практически в каждой стране, у всех свои амбиции и уступать лидерство никто не хочет. Зачем это надо - понятно. Если в Национальном собрании большинство получает оппозиция, то в принципе президент может переназначить премьера из партии большинства, хотя ничто к этому его не обязывает.

Однако ему придется очень непросто. Тексты через парламент будут проходить с огромным трудом. Если президент из одной партии, а парламентское большинство - из другой, то этот процесс называется «сосуществование», хотя точный перевод с французского - «сожительство». Но в нашем языке это уж слишком откровенный пейоративх. Миттеран сосуществовал с Шираком, потом с Балладюром, Ширак - с Жоспэном и так далее. И вот как раз тот факт, что Макрон назначил своим премьером человека из оппозиционного лагеря, должен по идее снять напряженность и помочь избежать по возможности противостояния с парламентом.

Жан Кастекс вручил президенту прошение об отставке. На последнем заседании кабинета министры подарили шефу майку регбиста с номером 9. В регби эта позиция называется «полузащитник схватки» или скрам-хав (легенда номер девять). Он не только распасовщик, но и ведущий игры, дирижер команды, нападающий и забивающий. Важная, словом, фигура. У самого бывшего премьера планы теперь нехитрые: «Сначала три недели отпуска, потом вернусь к себе домой, в Пиренеи. Надо покрасить ставни и перила, а то два года никто этим не занимался».

Кастекс отработал не самый простой срок. Ему выпало организовывать и управлять борьбой с пандемией и изоляцией, а это стоило французской казне немалых денег, поскольку был объявлен режим ЧП и, значит, расходы взял на себя бюджет государства. Ну, а во всех неудобствах, сопряженных с продолжительным карантином, виноватым стал премьер, которого народ наградил прозвищем «Месье Изоляция».

Фото: Julien de Rosa / AP