Выборы во Франции: сможет ли кто-то составить конкуренцию Макрону

До президентских выборов, намеченных на 10 апреля, во Франции остается меньше трех месяцев, и пока действующий глава государства Эммануэль Макрон остается главным претендентом на высокую должность. Во всяком случае, об этом говорят опросы общественного мнения, в том числе проведенные телеканалом BFMTV.

foto

Согласно его результатам, Макрон сегодня пользуется поддержкой каждого второго француза (48%). На втором месте с 14% расположились кандидат от республиканцев – Валери Пекресс и Марин Ле Пен, лидер партии «Национальный фронт». 6% французов верят в победу Эрика Земмура, а 5% считают, что Жан-Люк Меланшон может возглавить страну. Все остальные кандидаты набрали менее 3%.

Отметим, правда, что другие опросы, как нам представляется более реалистичные, дают Макрону лишь 24-25%, что тоже много, но уже недостаточно для победы в первом туре.

На этом фоне в британском аналитическом центре Economist Intelligence Unit (EIU) отмечают, что борьба между Ле Пен с Земмуром во многом определит, в каком составе пройдет второй тур выборов, намеченный на 24 апреля. При этом эксперты считают, что значительную опасность для действующего главы государства представляет также и Пекресс.

Сам Макрон уже в течение нескольких месяцев активно ведет свою избирательную компанию, работая над повышением собственной популярности. Причем несмотря на то, что на момент написания данного материала официально так и не зарегистрировал свою кандидатуру.

Несомненно, одной первых тем, на которые действующий президент делает акцент – это COVID-19. Можно констатировать, что Макрон занял твердую позицию по данному вопросу. В ход идет и жесткая критика «антиваксеров», и другие методы. В настоящее время, очевидно, что политик твердо решил вывести страну из кризиса, а его критики – напротив, оказались в неудобном положении. В данном контексте в EIU отмечают, что Макрон в целом обнажил внутренние разногласия, с которыми сталкиваются многие партии по этому самому фундаментальному вопросу на выборах.

При этом проблемы вокруг пандемии и ограничений во Франции все еще остаются. Кроме того, появляются и новые. 11 января Министр внутренних дел Франции Ральд Дарманен заявил, что депутаты парламента, а также должностные лица центральных и местных органов власти подали более 300 жалоб в связи с угрозами и нападениями на них. Что связывается с введением в июле 2021 года «паспортов здоровья», а также обязательной вакцинации. По данным министерства, с начала января 2022 года 60 должностных лиц сообщили о получении угроз.

Нападение на депутата парламента Стефана Клеро, которого закидали водорослями, по мнению американских аналитиков из IHS Global Insight, подчеркивает растущий риск физического насилия, травм и даже смерти для правительственных чиновников во Франции в связи с ограничениями, вызванными COVID-19. Более того риск угроз нападения или даже убийств, вероятно, будет выше после объявления об ужесточении мер по борьбе с пандемией, особенно в отношении вакцинации, таких как одобрение парламентом 6 января введения более строгого пропуска на вакцинацию против COVID-19 для замены существующего «паспорта здоровья».

Как бы то ни было, а вопросы, связанные с коронавирусом, станут, пожалуй, ключевой темой на предстоящих выборах наряду с преступностью и вопросами миграции. При этом уже сегодня даже действующие власти, судя по всему, готовы идти на уступки – премьер страны Жан Кастекс объявил, что обязательное ношение масок на улицах будет отменено во Франции со 2 февраля

Тем не менее, пока что Макрон так официально и не объявил себя кандидатом, даже несмотря на лидерство по всем общественным опросам. Еще в декабря 2021 года, когда действующего президента спросили о его планах по участию в предвыборной гонке, он ответил, что в сложившихся условиях не готов всерьез размышлять о втором сроке. А также добавил, что, участвуя в избирательной компании, «было бы трудно принимать необходимые решения, в частности, для борьбы с новой волной пандемии коронавируса».

За прошедшие пять лет, которые Макрон руководит Францией, он уже не один раз делал намеки, что может стать президентом более, чем на один срок. Его действия за последние шесть месяцев также указывают на то, что он намерен баллотироваться, политик даже публично заявил, что хочет это сделать. Некоторые эксперты при этом считают, что, откладывая официальное начало своей кампании по переизбранию, Макрон старается сохранить свой статус президента, возвышая тем самым себя над другими кандидатами.

Что касается других кандидатов, отметим, что не все из них заслуживают подробного обзора, ведь во французских реалиях многие политики оказываются неспособными набрать поддержку 500 выборных должностных лиц, которые необходимы для официального выдвижения своей кандидатуры.

Жан-Люк Меланшон, возглавляющий леворадикальное движение La France insoumise, набирает по опросам сегодня около 10%. При этом это уже не первые его выборы. В 2012 году он набрал 11,1% голосов. В 2017 году – 19,6% голосов, заняв четвертое место. Тем не менее, эксперты ожидают, что на этот раз его результаты будут, вероятнее всего, ниже из-за противоречивой и несистемной позиции по многим вопросам. Отмечается также, что сторонники Меланшона с наименьшей вероятностью среди всех избирателей левого толка поддержат господина Макрона во втором туре, что создает трудности для действующего главы государства.

На левом фланге в целом есть проблемы. В первую очередь, потому что левоцентристы не смогли сплотиться вокруг единого кандидата. В EIU отмечают, что имея около 7% поддержки в опросах общественного мнения, Янник Жадо, кандидат от зеленых, является вторым по популярности слева. Тем не менее, у него недостаточно поддержки и, как следствие, шансов пройти во второй тур. При этом он не смог сплотить вокруг себя других левых политиков. Более того, Меланшон, как и Жадо, отказался от праймериз внутри левого крыла, тем самым не оставив шансов участникам внутреннего голосования.

Среди тех, кто выступил за левые праймериз была Анн Идальго, кандидат от Социалистической партии (PS) и шестнадцатый мэр Парижа. PS, которая всего пять лет назад была у власти, а Франсуа Олланд – президентом Франции, сегодня набирает всего 4% голосов. В EIU в данном контексте подчеркивают, что компания Идальго так и не набрала оборотов, а ее надежды объединить левых, поддержавших ее кандидатуру, обречены на провал. Она сталкивается с дополнительным потенциальным вызовом со стороны Кристианы Таубиры, бывшего министра юстиции во время президентства Франсуа Олланда, чья популярность сравнима с популярностью Идальго. В случае если Таубира также будет баллотироваться – это еще больше разделит голоса левых.

На сегодняшний день, очевидно, что наибольшую опасность для Макрона представляют не левые, а именно правые кандидаты. При этом кандидатура Эрика Земмура, лидера партии «Рекониста», может стать определяющей в выборах 2022 года даже с учетом того факта, что его поддержка снизилась до 13% в конце января 2022 по сравнению с 16% в октябре 2021. Сегодня он составляет реальную конкуренцию Ле Пен, отбирая у нее значительное число голосов и ставя под сомнение возможность участия лидера «Национального фронта» во втором туре.

Земмур при этом позволяет себе говорить вещи, на которые другим кандидатам, и в первую очередь Ле Пен, не хватает смелости. Он открыто продвигает теорию французского писателя Рено Камю, ультраправого борца с миграцией, под названием «Теория великого замещения», которая гласит, что при бездействии постепенно осуществляется процесс замещения белого населения Франции, а также всей Европы в целом представителями нетипичных на данный момент для Европы народов.

Добавим, что именно на эту теорию опирался в своем манифесте Брентон Таррант, террорист, расстрелявший 51 человека в мечетях новозеландского города Крайстчерч. Более того, 61% людей во Франции сегодня верит, что в их стране сегодня происходит «великое замещение».

Однако открытым остается вопрос, сможет ли «французский Трамп», как называют Земмура некоторые оппоненты, преодолеть барьер в 500 подписей выборных должностных лиц к мартовскому крайнему сроку.

Ле Пен в свою очередь соревнуется с Валери Пекресс за второе место после Макрона, опережая соперника всего на 1% (17% и 16% соответственно).

Пекресс – кандидат от Республиканцев (LR), партии, к которой относились бывшие президенты Жак Ширак и Николя Саркози, крайне консервативный политик. Будучи депутатом, она выступала против однополых браков. Однако позже поменяла свою позицию. Сегодня в своей программе она делает основной упор на ограничении миграции и усилении правопорядка, «наведении порядка на улицах». Сама Пекресс называет себя состоящей на две трети из Ангелы Меркель и на треть из Маргарет Тэтчер. Впрочем, подобное сравнение активно критикуют СМИ, заявляя, что не очень понятно, в чем же французский кандидат похожа на немецкого канцлера кроме как в знании русского языка.

Эксперты EIU подчеркивают, что если Земмур не сможет получить необходимые подписи, то Ле Пен станет главным бенефициаром и пройдет во второй тур. При этом польза для Пекресс от того, что Земмур останется в гонке, как сообщается, побудила некоторых должностных лиц LR рассмотреть возможность предложения «французскому Трампу» своих подписей, чтобы он смог преодолеть необходимый барьер в 500 голосов.

Сегодня можно констатировать, что Макрон, набирающий около четверти всех голосов, должен в апреле переизбраться на второй срок, хоть и во втором туре.

При этом куда интереснее будет борьба за второе место между Ле Пен и Пекресс, особенно в случае, если Земмун продолжит терять очки, но все же сможет официально присоединиться к избирательной гонке. В таком случае существует вероятность того, что Пекресс удастся объединить вокруг себя свою партию и сравняться с Макроном в предвыборных теледебатах, тем самым пройдя во второй тур. В EIU отмечают, что подобный сценарий накалил бы борьбу как в первом, так и втором туре, однако прогнозируют, что в любом случае Макрон, вероятнее всего, останется у власти на второй срок.

Единственное, что может помешать подобному развитию событий – это высокий процент воздержавшихся во втором туре.

В то время как левые не могут объединиться вокруг одного кандидата, а правые – заняты попытками извлечь для себя максимальную выгоду из образовавшегося на фланге раскола, Макрону нужно просто не допустить глобальных ошибок и надеяться, что перед голосованием не произойдет серьезных потрясений, к примеру, новых штаммов коронавируса, а экономика продолжит свое восстановление.

Фото: la-croix.com