Кибератаки по Ирану: кому и зачем это надо

26 октября автозаправочные станции по всему Ирану перестали выдавать топливо клиентам через специальные смарт-карты по субсидированным ценам. В результате по всей стране образовались огромные очереди, участники которых при этом были вынуждены платить за бензин по полной стоимости. При этом электронные табло на заправках показывали следующее сообщение: «Хаменеи, где наш бензин?»

foto

В своем заявлении Секретарь Верховного совета Ирана по киберпространству Абольхассан Фирузабади объяснил инцидент кибератакой, вероятно, спонсируемой иностранными государствами, но воздержался от указания стран.

В свою очередь глава Организации пассивной обороны Ирана Голам Джалали позже предсказуемо обвинил Израиль и Соединенные Штаты, хотя и признал, что у него нет неопровержимых доказательств их причастности.

Эксперты американского аналитического центра IHS Global Insight отмечают, что Иран неоднократно подвергался кибератакам такого масштаба, в которых часто обвиняли Израиль.

Так, в июле атака нарушила работу железнодорожной инфраструктуры страны и перенаправила все запросы возмущенных граждан по контактному номеру в офисе Верховного лидера.

В мае 2020 года, после атаки, приписываемой Ирану, безуспешно нацеленной на водоснабжающую сеть Израиля, ответная кибератака нарушила работу порта Бендер-Аббас, парализовав один из его участков Шахид-Раджаи, что на несколько дней привело к остановке движения грузов.

Американцы подчеркивают, что Израиль – не единственное государство, обладающее мотивацией и возможностями для проведения кибератак против Ирана. Тем не менее, независимо от его происхождения, нападение на автозаправки, предположительно, было направлено на то, чтобы ослабить в первую очередь внутренние позиции иранских властей, усилить их чувство уязвимости и спровоцировать беспорядки.

Атака произошла незадолго до второй годовщины протестов против повышения цен на топливо в ноябре 2019 года, которые сопровождались массовыми беспорядками. При этом, хотя Иран участвовал в наступательных кибероперациях, в том числе против интересов США, Израиля и Саудовской Аравии, его возможности киберзащиты, особенно для критически важной инфраструктуры, остаются ограниченными. Это дает преимущество таким его противникам, как упомянутый Израиль, обладающий большими возможностями, как для защиты, так и для нападения.

Нельзя исключать и еще одну вероятную причину, которая спровоцировала удар по Ирану.

20 октября, согласно сообщениям ряда СМИ, при помощи пяти беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) была осуществлена атака на американскую военную базу Эт-Танф в сирийской провинции Хомс.

Хотя американские войска в последние месяцы все чаще становятся мишенями в других районах Сирии, в том числе на контролируемом курдами северо-востоке, и, по меньшей мере, трижды на нефтяном месторождении аль-Омар в провинции Дейр-Эз-Зор, это первое подобное нападение на гарнизон Эт-Танф.

При этом сообщений о жертвах не поступало, а представители американских военных заявили, что знали о готовящемся ударе заранее.

Обвинили в атаке ожидаемо проиранские группировки.

В данном контексте все те же эксперты Global Insight подчеркивают, что последнее «возмездие» за атаки на американские войска в Сирии было проведено еще в июне 2021 года, и в этот раз администрация Байдена постарается избежать прямых обвинений для того, чтобы не поставить под угрозу процесс переговоров по «ядерной сделке».

Тем не менее, активизация нападений на американских военных увеличивает вероятность потерь, что, в свою очередь, заставит Белый дом в будущем реагировать более решительно.

Таким образом, за хакерской атакой помимо Израиля могут стоять и США. Так как это – один из немногих способов для Белого дома все же ответить Тегерану за атаку на своих военных, не прибегая к более радикальным методам, способным не только сорвать переговоры по возрождению «ядерной сделки», от которой сами иранцы также не отказываются, но и вовсе спровоцировать новый виток вооруженного противостояния. То есть если не войны, то, как минимум, локального военного кризиса, по типу того, что имел место, когда иранские военные сбили американский стратегический беспилотник MQ-4C Triton в июне 2019 года.

Ряд экспертов отмечает, что атака на Эт-Танф была ответом за недавнюю серию израильских авиаударов, в частности за тот, который произошел 13 октября недалеко от авиабазы Т-4 к востоку от Пальмиры, в результате которого погибли четыре человека, а пять было ранено. Министерство обороны Сирии заявило, что израильские воздушные средства пересекли воздушное пространство Иордании, а затем вошли в воздушное пространство САР как раз в районе Эт-Танфа.

Комментируя очередную израильскую операцию 13 октября, заместитель руководителя российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии контр-адмирал Вадим Кулить заявил, что сирийское военное командование решило не сбивать израильские самолеты, потому что в это время в воздухе в зоне поражения зенитных комплексов находились два гражданских пассажирских авиалайнера, следовавших по маршрутам Дубай-Бейрут и Багдад-Дамаск.

Более того, 29 июля множественная атака беспилотников на нефтяной танкер MT Mercer Street в Оманском заливе, приписываемая Ирану, также, по-видимому, была предпринята в ответ на израильский авиаудар неделей ранее по авиабазе Ад-Дабаа к северу от города Эль-Кусейр.

Отметим также, что, согласно сообщениям израильских спецслужб, Тегеран также поставляет и укрепляет системы противовоздушной обороны в Сирии и соседних странах для противодействия израильским авиаударам. В двух случаях за последние месяцы сирийские ракеты класса «земля-воздух» SA-5, использовавшиеся для отражения атак, также отклонялись вглубь израильской территории. Кроме того, улучшенная сирийская противовоздушная оборона сопровождается ростом наступательных возможностей, предоставляемых Ираном в войне с беспилотными летательными аппаратами.

Израильские официальные лица отмечают, что Иран передает технологии беспилотных летательных аппаратов своим прокси группировкам. 12 сентября министр обороны Бенни Ганц заявил, что базирующиеся в Йемене, Ираке, Сирии и Ливане отряды также проходят подготовку по управлению беспилотными летательными аппаратами на иранской авиабазе Кашан.

Возвращаясь к атаке на Эт-Танф добавим, что, как сообщает Институт Ближнего Востока (ИБВ), Йони Бен-Менахема, израильский эксперт по ситуации в арабских странах из Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem Center for Public Affairs, JCPA) также отмечает, что данное нападение «стоит рассматривать как послание Израилю и Соединенным Штатам, чтобы последние ускорили вывод своих войск из Сирии. Иран больше не будет молча наблюдать за израильскими атаками по сирийской территории, и, если США не остановят Израиль, их база станет целью иранских нападений. Послание Израилю заключается в том, что, если он продолжит бомбить САР, удары по Эт-Танф окажутся лишь прелюдией к атакам по израильским базам с использованием БПЛА».

На этом фоне Израиль, вполне вероятно, усилит свои авиаудары по иранским проиранским военным объектам в Сирии, стараясь максимально снизить угрозу для себя, исходящую как от Тегерана, так и подконтрольных ему группировок.

В обозримой перспективе, как считают в Global Insight, кибератаки, скорее всего, будут направлены не только против ядерного и ракетного военного секторов Ирана, но и во все большей степени на его гражданскую инфраструктуру. В частности, целями будут наземные, морские и воздушные инфраструктурные объекты, коммунальные услуги, электронная инфраструктура, промышленность (нефть и газ, горнодобывающая промышленность), а также банки. Впрочем, вероятность прямого разжигания народных протестов американцы считают низкой.

Фото: middle-east-online.com