Германия: Кто придет на смену Меркель?

Накануне парламентских выборов в Германии, которые пройдут 26 сентября, по многочисленным опросам лидируют представители Социал-демократической партии Германии и её главный кандидат Олаф Шольц. Редакция GEOFOR обратилась к кандидату политических наук и доценту Кафедры политического анализа и управления РУДН Амиантовой Ирине Сергеевне, чтобы узнать, кто, вероятнее всего, займет Бундестаг и сменит Ангелу Меркель на посту канцлера ФРГ.

foto

GEOFOR: Последнее время социал-демократы были вторыми, а то и третьими по популярности в Германии. Тем не менее, последние опросы общественного мнения и результаты дебатов, в том числе и прошедших совсем недавно, 30 августа, показывают, что больше всех очков набирает представитель Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Олаф Шольц, министр финансов страны. Старается не отступать от него и однопартиец Кристиан Линдер.

Как Вы считаете, в случае победы, есть ли у Шольца реальные шансы стать канцлером, учитывая, что сегодня у него репутация человека, который умудряется всегда найти деньги, когда они так нужны властям страны. А если есть, то сможет ли он «вытянуть» столь ответственную должность?

И. Амиантова: Олаф Шольц имеет все шансы стать следующим канцлером ФРГ. СДПГ представилась уникальная возможность политического реванша. Нельзя сбрасывать со счетов – что Германия – страна партийной демократии, где традиционно основная роль принадлежит двум ведущими народным партиям. Партийная идентичность Олафа Шольца – залог его успеха, потому что лозунги социал-демократов в условиях постковидного периода, усталости большинства граждан от затянувшегося «кризиса большой коалиции», экономической нестабильности в связи с постоянными локдаунами простому избирателю на сегодня намного ближе.

GEOFOR: Шольц, несомненно, имеет управленческий опыт, но что ждать от него во внешней политике? Каковы его взгляды по отношению к России?

И. Амиантова: Конечно, внешнюю политику будет определять не только Олаф Шольц, а складывающие конъюнктурные факторы. В том числе надо будет учитывать программные установки возможных партнёров будущей коалиции.

Если же анализировать прозвучавшие ранее заявления, включая разработку новой восточной политики, внешний диалог с Москвой будет выстраиваться исключительно по линии Евросоюза.

GEOFOR: Несмотря на успехи СДПГ, было бы несправедливо сбрасывать со счетов правящий сегодня блок «Христианско-демократический союз Германии» (ХДС) и «Христианско-социальный союз в Баварии» (ХСС) – ХДС/ХСС. После того, как лидер баварского Христианского-социального союза Маркус Зёдер вышел из гонки за кресло канцлера, отказавшись от амбиций, единым кандидатом от ХДС/ХСС стал Армин Лашет, однако одним из результатов отказа Зёдера стал раскол в блоке.

Насколько он мешает Лашету, который, впрочем, и сам себе вставляет палки в колеса, как это произошло во время визита в пострадавшие от наводнений районы страны, где он смеялся стоя позади выступавшего президента Франк-Вальтера Штайнмайера? Как подобные, с позволения сказать, казусы могут повлиять на рейтинг фаворита Ангелы Меркель?

И. Амиантова: Уже сказалось. Рейтинг Армина Лашета обрушен. Не помогла даже положительная характеристика из уст Ангела Меркель, прозвучавшая в это воскресение на пресс-конференции в городе Хаген.

GEOFOR: Некоторые эксперты сходятся во мнении, что Лашет сегодня боится наделать серьезных ошибок на финишной прямой избирательной компании, а потому старается избегать тезисов, подразумевающих возможный отход от политики, проводимой Меркель. Как Вы считаете, в случае, если Лашет сумеет вдруг набрать необходимые очки и занять кресло канцлера, что от него стоит ожидать, ведь даже в ХДС/ХСС уже достаточно большое число политиков начинает говорить о необходимости «начала новой» политики? Что эта новая политика может подразумевать внутри страны и за рубежом? Особенно в части нас касающейся.

И. Амиантова: В случае, если подобное всё-таки случится, что в современных реалиях с учётом данных опросов звучит несколько фантастично, политика «преемника» Армина Лашета вряд ли будет отличаться от курса Ангелы Меркель, которой удалось приумножить авторитет Германии, сохранить порядок в государстве. Армину Лашету придётся взвешенно и поступательно подходить к решению любого рода проблем, чтобы не растерять так кропотливо собранный политический капитал партии своей предшественницей.

GEOFOR: Зеленые в Германии стали достаточно популярными за последнее время, а их рейтинг рос. Однако за последнее время все опросы показывают, что популярность партии начала резко сокращаться и сегодня говорится всего о 17-18%. С чем может быть связана подобная тенденция? Может причина в личности Анналены Бербок и скандалах вокруг нее? Я имею в виду несвоевременное заполнение декларации о доходах, несоответствия, которые были обнаружены в ее биографии, найденный в книге Бербок плагиат…

И. Амиантова: Безусловно, на падении рейтинга партии сказались выдвинутые обвинения в адрес ее лидера. Выборы – период раздолья для политических технологов. В период жесточайшей конкуренции чёрный пиар не обошёл стороной Анналену Бербок. Нужно быть готовым и держать удар, чего конечно не случилось. Может, не хватило опыта, может – ресурсов.

GEOFOR: Задам схожий вопрос. В случае если Бербок сумеет-таки вдруг стать канцлером, в двух словах, что ждет Германию и мир? Сможет ли внешнеполитический курс Берлина измениться, и насколько радикально?

И. Амиантова: Канцлером кандидат от «зеленых» однозначно не станет. Не в этот раз.

Тем не менее, жесткая риторика А. Бербок в отношении России и климатическая повестка продолжат звучать в стенах Бундестага нового созыва.

GEOFOR: Британские аналитики из Economist Intelligence Unit в своем недавнем прогнозе выдвигают версию, что в стране возможно создание коалиции из трех партий – ХДС, СДПГ и Зеленые. В случае, если подобный союз состоится, на сколько сложно будет политикам сформировать правительство после 26 сентября и не разразится ли новый политический кризис, схожий с тем, что был в 2017 году? Как Вы оцениваете вероятность подобного сценария?

И. Амиантова: Союз ХДС/СДПГ в рамках новой правительственной коалиции изжил себя. На протяжении многих лет СДПГ пришлось жертвовать своими идеологическими ценностями, что привело к потере политической идентичности. Сейчас у нее появился шанс напомнить избирателям, что значит быть «народной партией». Политический курс большой коалиции также стимулировал усиление политического веса небольших партий, которые выглядели всё это время в глазах электората как более последовательные политические игроки, отстаивающие присущие им ценности. Не удивлюсь, если в итоге сочетание этих факторов в свою очередь приведет к возвращению в Германии привычной модели построения коалиций: одна народная плюс малая партия.

GEOFOR: И последний вопрос, на Ваш взгляд, для России есть ли какой-то предпочтительный кандидат? А если есть, то каковы его шансы занять пост Канцлера ФРГ?

И. Амиантова: В данный момент из представленных кандидатов мои симпатии целиком и полностью на стороне Олафа Шольца, чья эффективная управленческая деятельность – главный показатель для определения в политических предпочтениях.

Фото: ledevoir.com