К чему приведет атака Ирана по Ираку

Ночью 13 марта Иран нанес удар по столице Иракского Курдистана – Эрбилю. При этом около 12 ракет упали рядом с недостроенными помещениями нового консульства США, которое расположено недалеко от резиденций некоторых членов курдской политической элиты, включая семью Барзани.

Новостное СМИ Sabereen News сообщило, что целью атаки с применением баллистических ракет Fateh-110 (дальность действия - около 300 км) были два учебных центра израильского Моссада. Американские военные источники заявили, что пуски производились из района поселка Хасабад в Иране, в 30 км к юго-западу от Тебриза, более чем в 200 км от Эрбиля.

foto

Курдские власти утверждают, что в результате нападения были ранены два мирных жителя, но в остальном нанесен лишь ограниченный материальный ущерб. Корпус стражей Исламской революции Ирана (КСИР) позднее подтвердил, что целью являлся «израильский стратегический центр», расположенный как раз неподалеку от американского консульства.

Помимо этого, как отмечают в Институте Ближнего Востока (ИБВ), пострадала также двухэтажная вилла на ферме, расположенной в комплексе строящегося нового комплекса консульства США в Эрбиле. Она принадлежит шейху Базу Рауфу Абдулкариму, генеральному директору KAR Group, частной компании, основанной в 1999 году в Эрбиле и специализирующейся в основном на энергетических проектах. Как утверждают ряд иракских источников, компания принадлежит семье Масуда Барзани. В Тегеране при этом добавляют, что объекты, подвергшиеся нападению, использовались «Моссадом» для управления и запуска операций, направленных против национальной безопасность Ирана. Впрочем, доказательств приведено не было.

Впрочем, в ИБВ отмечают, что сегодня не ясно, была ли вилла целью атаки.

В Тегеране также заявили, что если агрессивные действия Израиля продолжатся, то Иран не будет ждать, а станет и дальше действовать «жестко, решительно и разрушительно».

Власти Ирака, естественно, этот инцидент осудили. В Израиле отказались комментировать атаку.

Комментируя произошедшее, эксперты американского аналитического центра IHS Global Insight отмечают, что иранская атака с высокой степенью вероятности является ответом на авиаудар Израиля 7 марта с.г. по складу оружия близ Дамаска, столицы Сирии, в результате которого погибли два полковника КСИР. В этой влиятельной иранской организации призвали жестко отмстить за гибель коллег.

Напомним, что в последний раз Иран использовал аналогичные баллистические ракеты в ходе удара по Эрбилю после убийства США Касема Сулеймани в январе 2020 года.

Среди причин атаки есть и вторая любопытная версия. Согласно оценкам ряда экспертов, удар по Эрбилю мог являться своеобразным посланием для Демократической партии Курдистана (ДПК), а также процессом формирования в Ираке нового правительства. ДПК при этом связана с влиятельным шиитским священнослужителем Муктадой ас-Садром, который победил на выборах в 2021 году. Он планировал создать новую большую парламентскую коалицию, которая должна была отодвинуть на второй план большую часть фракций, пользующихся поддержкой Ирана.

В результате атака могла быть посланием сразу нескольким сторонам: лидерам Иракского Курдистана, Израилю, а также США.

В ИБВ также сообщают, что на условиях анонимности высокопоставленный иракский политический лидер, связанный с Тегераном, заявил:

«Они [иранцы] ясно сказали Израилю и Соединенным Штатам, что их интересы и их союзники находятся под прицелом Ирана, и что пришло время иранской революционной гвардии забрать место у руля у иранской разведывательной службы. ... Ясно, что иранская революционная гвардия активно возвращается на это поле, что усилится, если Соединенные Штаты не спасут венские переговоры, а Израиль продолжит наносить удары по иранским военным объектам».

Примечательно, что некоторые эксперты сегодня высказывают сомнения относительно того, что обстрел производился с иранской территории. Хотя ряд СМИ и даже официальных лиц США на этом настаивают.

По их мнению, в Тегеране не пошли бы на такой шаг на фоне продолжающихся в Вене переговоров по заключению новой «ядерной сделки», а вот внутри Ирака есть политики, заинтересованные в том, чтобы втянуть в конфликт сопредельные страны, в частности Иран.

Впрочем, такая версия имеет один существенный недостаток. 11 марта в своем Твитере глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель сообщил, что текст документа о восстановлении соблюдения ядерной сделки 2015 года практически готов. Но, несмотря на эту информацию, напомним: переговоры были приостановлены после того, как США объявили о конфискации нефтяного груза двух иранских судов стоимостью около 38 млн долларов, который якобы нарушает введенный режим санкций.

В рамках переговоров, продолжающихся уже долгие 11 месяцев, есть и другая проблема. В ИБВ сообщают, что в одном из своих последних ответов США выдвинули новые неопределенные требования, которые вызвали недоумение в Тегеране. Так, в Вашингтоне отказались от снятия с КСИР ярлыка «иностранной террористической организации». Помимо этого, нерешенным остается вопрос между Ираном и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) о «возможных военных измерениях деятельности Ирана», также, как и спор вокруг исключения из санкционного списка ряда компаний, юридических и физических лиц.

В США и в странах Европейского Союза на атаку 13 марта отреагировали более чем сдержанно. Многие эксперты связывают отсутствие громогласных заявлений с желанием все же сохранить переговорный процесс по ядерной сделке. Однако рискнем предположить, что это не совсем верно, в Вашингтоне и Брюсселе скорее надеются на поставки углеводородов из Исламской Республики, которые должны будут заменить часть поставляемых энергоресурсов из России.

В Тегеране пока что сохраняют свою позицию и не намерены вытеснять Москву с нефтяного и газового рынка. С другой стороны, сегодня события складываются таким образом, что, если Россию против ее воли выдавят с европейского рынка, в перспективе Иран вряд ли откажется от возможности «подзаработать». А Москва в таком случае по всей видимости переориентирует поставки на азиатское направление, как только сумеет создать необходимую инфраструктуру, поскольку существующей окажется недостаточно.

Впрочем, стоит отметить, что начиная с 28 февраля, то есть на фоне продолжающейся спецоперации на Украине и в условиях санкций, Евросоюз уже успел купить у России углеводородов на сумму около 12 млрд долларов. Правда не сообщается, как будет произведена оплата, особенно в валюте.

В Global Insight также констатируют, что события ночи 13 марта побудили республиканцев США оказать давление на администрацию Байдена, чтобы приостановить ядерные переговоры, усилив неопределенность, вызванную недавними требованиями России.

Эксперты считают, что в Белом доме продолжат рассматривать ядерную проблему как приоритетную и самостоятельную, вне связи с другими вопросами государственной политики Ирана. Это разграничение действует сейчас, на этапе попыток возрождения ядерной сделки с Тегераном. Пока рано прогнозировать, когда будет создан и заработает Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Если это вообще произойдёт, с учётом того, что в США к власти после ноябрьских промежуточных выборов в Конгресс могут вернуться представители республиканской партии. Шансы такого развития событий растут.

Фото: voanews.com