Как кризис на Украине изменит мир

Специальная военная операция России на Украине, если отойти от тактических задач по её денацификации и демилитаризации, несомненно является определяющим моментом в трансформации существующего, а точнее – существовавшего до недавнего времени миропорядка.

Происходящие на территории бывшей союзной республики события – не просто вооруженный конфликт, решающий сугубо местные, региональные вопросы. Это, по сути дела, начало перестройки, если хотите, слома сложившихся за более, чем тридцатилетие отношений между Россией и Западом, что будет иметь глубокие последствия для Европы и всего мира.

foto

На Западе это понимают и в данном контексте британский аналитический центр Economist Intelligence Unit (EIU) опубликовал статью, в которой рассматривает ряд ключевых изменений, которые окажут влияние на уже изменившуюся геополитическую карту мира.

Во-первых, эксперты констатируют, что действия Москвы на Украине, вероятно, приведут к разделению внутри Европы. С ними нельзя не согласиться, в Европейском Союзе сегодня нет единства и действительно существуют значительные противоречия по ключевым вопросам. Так, пока Польша предпринимает попытки ввести в «незалежную» миротворческую миссию, видимо, чтобы присоединить к себе часть территорий Украины, т.н. «восточные крессы» со столицей во Львове, большинство государств ЕС категорически против.

Проблемы есть и в вопросах санкционной политики против России. В первую очередь речь идет об энергетике.

21 марта болгарский премьер Кирил Петков заявил, что страна не сможет полностью отказаться от российского газа, так как это нанесет непоправимый ущерб экономике государства. А глава МИД Венгрии Петер Сийярто и вовсе констатировал, что Будапешт не будет поддерживать санкции, угрожающие энергетической и физической безопасности страны, и пригрозил наложить вето.

«Венгрия однозначно относится к санкциям против поставок энергоресурсов как к красной линии. Мы не поддержим санкции, которые ставят под угрозу безопасность энергоснабжения Венгрии», – подчеркнул Сийярто.

При этом новый санкционный пакет, который планируется ввести против России, еще не опубликован, но вероятность того, что в него будет включен пункт, подразумевающий нефтяное эмбарго, есть. В правительстве Германии при этом признают, что ФРГ не может отказаться от российской нефти, о чем и заявил официальный представитель кабмина Штеффен Хебештрайт.

Впрочем, против ограничений, а точнее – против полного разрушения российской экономики выступает и немецкий бизнес. В Восточном комитете немецкой экономики – ассоциации, которая объединяет компании ФРГ в Восточной Европе и на постсоветском пространстве – считают, к примеру, что «есть ряд отраслей [России], в которых дальнейшая экономическая деятельность не только легальна, но и легитимна».

В Европе часть здравомыслящих людей, понимающих опасность для стран Старого Света дальнейшего обострения отношений с Россией, пытается достучаться до общественного мнения и политиков. Однако критика в их адрес также беспрецедентна, впрочем, как и оказываемое на них давление.

Тем не менее последствия нынешнего курса европейцев постепенно начинают отрезвлять все больше граждан, да и политиков в ЕС. В ряде стран стоимость бензина уже взлетела настолько, что людям становится просто нерентабельно ездить на работу. Другой пример: из-за роста цен на кукурузу и сою в некоторых государствах сократилось производство молока, так как коровам попросту урезали рацион. А то молоко, которое есть, не всегда попадает в магазины, потому что из-за высоких цен на бензин бастуют водители грузовиков. Как результат – пустые прилавки. Думаю, не ошибемся, если назовем эту ситуацию «театром абсурда». И этот пример – один из многих.

Однако вернемся от частного к целому.

В аналитическом материале EIU также отмечается, что действия России «являются вопиющим вызовом роли США как глобального полицейского» и в этой связи делается вывод, что «мир стал намного более нестабильным и опасным». С этим можно как согласится, так и поспорить.

Несомненно, действия Москвы бросают вызов Вашингтону. Это и является одной из целей спецоперации. Правда, британцы сознательно умалчивают, что ранее, до начала боевых действий, Кремль неоднократно предлагал Белому дому пересмотреть вопросы глобальной безопасности за столом переговоров. При этом мы говорим не о событиях конца 2021 года.

Проблема поднималась на международном уровне гораздо раньше. И в 2015 году, и в 2014, и во время Мюнхенской речи Владимира Путина в 2007 году, и в ходе вторжения США в Ирак в 2003, и даже во время войны в Югославии в 1999. Каждый раз российские власти говорили, что необходим пересмотр вопросов безопасности в мире, прекращение расширения НАТО на Восток, остановка различных конфликтов и военных операций.

При этом схожей с Москвой позиции придерживаются и в Пекине, который хоть и не акцентирует внимание на специальной военной операции, но констатирует, что система глобальной безопасности нуждается в пересмотре. В целом согласны с данными тезисами и в EIU, заявляя, что «первая половина эпохи после окончания холодной войны характеризовалась однополярностью США. Охваченная кризисом Россия была экономически и политически подавлена, неспособна противостоять США, в то время как Китай находился на ранней стадии своего господства. Последние 15 лет или около того отмечены возрождением России, подъемом Китая, ростом внутризападного соперничества и ослаблением гегемонии США».

Третий пункт британских аналитиков, правда, вряд ли стоит рассматривать всерьез… Цитата: «Война на Украине углубит стратегический союз России с Китаем». Впрочем, в нем все же есть здравое зерно: «Россия повернет на Восток, чтобы укрепить свой союз с Китаем». Добавим, что в реальности речь идет не только о Китае, не стоит забывать про Индию, которая нуждается в поставках все тех же углеводородов, оружия, продовольствия и большого рынка для своей продукции, включая фармацевтику. В этом контексте Пекин уже нарастил в два раза поставки СПГ из России. Растет товарообмен с Индией и другими странами БРИКС.

Еще одним аспектом трансформации мира в EIU считают ускорение раскола на два враждебных лагеря: то есть на коллективный Запад и Россию с её союзниками и партерами. Тут, думается, можно согласиться, если не брать в расчет тот факт, что авторы указывают – виновата в этом Россия. Как уже говорилось выше, данный процесс начался гораздо раньше, и Москва предпринимала многочисленные попытки наладить диалог. Тем не менее, спецоперация на Украине действительно стала катализатором для целого ряда дестабилизирующих процессов. Но они и так уже шли, санкции и так вводились.

Отдельно в материале отмечается, что рост внимания к европейской безопасности будет сдерживать развитие азиатского вектора политики США. Вынужденные использовать все свои дипломатические ресурсы в Европе, американцы окажутся в затруднительном положении при реализации усилий по противодействию растущему Китаю. Вашингтону придется сосредоточиться на сдерживании России, которую британцы безосновательно называют «слабеющей», но оставим это на их совести.

Тем не менее, не виртуальное, а вполне реальное ослабление США на азиатском треке является плохой новостью для Японии, Южной Кореи и Тайваня, которые рассчитывали на большую защиту и поддержку со стороны США – теперь они будут еще энергичнее стремиться сформировать «уравновешивающую» коалицию против Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В EIU также считают, что российская операция на Украине подстегнет гонку вооружений. Речь идет скорее всего про попытку США догнать Россию, которая в боевых условиях применила гиперзвуковую ракету «Кинжал», наделав немало шума в экспертных кругах. Мало кто мог предположить, что новое оружие способно не только летать быстрее всех, преодолевать любую систему противовоздушной обороны, но и уничтожить бункеры, которые изначально должны были выдержать, ни много ни мало, – ядерный удар. Американцам, по самым оптимистичным расчетам, до создания полноценной ракеты, не прототипа, нужно еще минимум пять-семь лет. И это несмотря на то, что военные расходы США по-прежнему более чем в 2,5 раза превышают расходы даже Китая, что уж говорить про Россию.

Любопытным представляется также и тот факт, что Германия кардинально изменила свою политику, приняв решение не только поставлять оружие Украине (подробнее читайте в нашем материале), но и вложить 100 миллиардов евро в собственные вооруженные силы, увеличив расходы на оборону более чем до 2% ВВП, что превышает давно игнорируемый Берлином целевой показатель для государств-членов НАТО.

Новый канцлер Германии Олаф Шольц назвал внешнеполитический манёвр Германии в оборонной политике Zeitenwende, то есть поворотным моментом, новой эрой.

В EIU отмечают, что ранее считавшаяся слишком мягкой по отношению к России Германия теперь будет стремиться к сдерживанию, а не к разрядке. Она отказалась от газопровода «Северный поток-2», который прежде защищала, несмотря на сильное давление США. А теперь вот поставки оружия воюющей стороне, что до недавнего времени было запрещено соответствующим законодательством.

В целом можно констатировать, что сегодня Германия решила пересмотреть уроки Второй мировой войны, начать играть куда большую роль в определении европейских приоритетов в области обороны, внешней политики и безопасности.

Это не только меняет баланс сил в Европе, но может стать для России и даже всего мира одним из самых опасных последствий тех геополитических трансформаций, которые мы наблюдаем сегодня.

При это сама Европа оказалась в новой для себя реальности и должна решить, где ке место в новом глобальном порядке. В EIU считают, что Брюсселю придется определиться, как обеспечивать свою безопасность.

США, безусловно, останутся доминирующей державой в НАТО, но баланс сил, вероятно, изменится в ближайшие годы, поскольку европейские державы во главе с Францией и Германией станут энергичнее отстаивать свои интересы.

Различные подходы к решению проблем российского экспорта энергоносителей являются первым признаком того, что трансатлантические разногласия сохранятся в обозримой перспективе.

По мнению британских аналитиков, мир все больше будет делиться на «авторитарный и демократический». Не беремся рассуждать, почему в демократических и либеральных странах власти категорически запрещают бизнесу работать там, где он считает нужным, но сам факт начавшегося разделения всех стран на два лагеря может говорить о том, что современная система международных отношений плавно возвращается во времена холодной войны.

Вопрос лишь в том, где будет проходить новая «Берлинская стена»: на Украине или где-то еще?

Фото: © Sputnik / Иван Родионов / sputnik-ossetia.ru