Брюссель в срочном порядке ищет альтернативные маршруты для вывоза украинского зерна.
Черноморские порты незалежной в результате точечных ударов ВКС России снова заблокированы. Зерновая сделка, похоже, действительно приказала долго жить. Но как быть с миллионами тонн украинского зерна, которое теперь не сможет морским путем доставляться на мировой рынок?
В брюссельской штаб-квартире Евросоюза решили не отчаиваться. Вывод таков: гавани — не единственный способ вывоза сельскохозпродукции, а с начала крупномасштабных боевых действий — даже не главный. Еврочиновники подсчитали, что даже при функционировании зерновой сделки большая часть «добра» отгружалась по так называемым «линиям солидарности» между Украиной и ЕС.
Эта инициатива возникла в мае 2022 года, после того как РФ впервые заблокировала украинские порты, откуда должны были выйти более 20 млн тонн зерна. «Линии солидарности», как их называют в Брюсселе, — это речные, железнодорожные и автомобильные пути, по которым украинскую аграрную продукцию доставляют в соседние страны.
По подсчетам Еврокомиссии, таким способом с начала боевых действий было вывезено 60% зерна, в то время как морем — только 40%. Для сведения: до начала СВО через украинские черноморские порты экспортировалось до 95% зерновых и масличных культур.
В Брюсселе подсчитали, что всего по этим альтернативным маршрутам были вывезены 41 млн тонн зерновых, масличных культур и сопутствующих товаров. Кроме того, по ним осуществлен экспорт 36 млн тонн несельскохозяйственной продукции — руды, стали, чернозема и древесины. Благодаря этой логистике, самостийная получила около €33 млрд дохода.
Итак, где проходят эти самые «линии солидарности»?
«По мнению украинских властей, самым эффективным маршрутом оказался речной — по Дунаю. Если оценивать существующий и потенциальный объем экспорта и уровень транспортных затрат, то это главный путь после морского», — считает генеральный директор Дунайской комиссии, австриец Манфред Зайц.
Для справки: эта комиссия — международная межправительственная организация, созданная для регулирования судоходства на Дунае. Штаб-квартира находится в Будапеште. В июне прошлого года Россия была исключена из подготовительного комитета Дипломатической конференции по пересмотру Конвенции о режиме судоходства на Дунае.
Так вот, по статистике за май этого года, из трех украинских портов — Килии, Измаила и Рени — удалось вывезти 2,2 млн тонн зерна, что составило более 50% всего экспорта за этот месяц. Параллельно по черноморскому коридору было отправлено 1,3 млн тонн (30% от общего объема). А ведь в лучшие времена (в начале нынешнего года) морем в месяц везли до 4 млн тонн.
Теперь на дунайском направлении ставятся новые амбиционные задачи: довести экспорт 3 млн тонн ежемесячно.
С румынской стороны, которая принимает украинские грузы и сплавляет их по Сулинскому каналу в Черное море, был расширен штат пограничного контроля, таможенных и навигационных служб, чтобы поток пересекал границу без лишних проволочек. Через канал раньше проходили не больше 50-60 судов в месяц, а теперь — свыше 300.
Необходимо особо отметить, что баржи следуют за зерном отнюдь не пустыми. Они везут военные грузы. Поэтому нет ничего удивительного, что дунайские порты являются нашими законными целями. Так, 24 июля с помощью беспилотников были разрушены склады в порту Рени. Ранее был выведен из строя мост в Затоке на железнодорожной линии Одесса-Измаил. Под угрозой потенциальных ударов находится и другая инфраструктура.
Другой маршрут — по автомобильным и железным дорогам. На него приходится около 20% экспорта. Еще в мае прошлого года время ожидания у границы вагонов и автофургонов составляло 16 дней, а на некоторых пунктах доходило до 30 дней. Чтобы решить эту проблему, ЕС, Украина и Молдавия подписали новые транспортные соглашения, позволяющие грузовому транспорту въезжать и выезжать без лишней бюрократии. Кроме того, Евросоюз отменил таможенные пошлины для этих стран, а в 2023 году они присоединились к программе ЕС по финансированию транспортной инфраструктуры.
Киев после 24-летнего перерыва восстановил железнодорожное сообщение с Молдавией, а затем и с Румынией. Кроме того, с 2022 года открылись три новых пункта пропуска на границе с Румынией и один — на границе с Польшей, была расширена пропускная способность других пунктов.
Однако остаются существенные технические сложности. Например, ширина железнодорожной колеи. В ЕС она составляет 1435 мм, а в постсоветских странах — 1520 мм. Поэтому поставки с Украины приходится перегружать в грузовики или вагоны, соответствующие стандартам Евросоюза. Это долгий и трудоемкий процесс, а перевалочные мощности вдоль границ ограничены. Да и «Калибры» сюда успешно долетают!
Есть и серьезная политическая проблема. Ввоз зерна с Украины нарушил местные рынки, вынудив фермеров требовать прекращения беспошлинного импорта. Протесты вызвали шок в Брюсселе. И даже несмотря на компенсации аграриям в пяти соседних странах, ситуацию не удается урегулировать. Пока что Польша, Венгрия, Румыния, Болгария и Словакия соглашаются принимают украинское зерно только в виде транзита.
«ЕС должен не выплачивать один компенсационный пакет за другим, а найти долгосрочные решения для импорта украинского зерна. Ведь коренные причины этой проблемы не исчезнут: рынки ЕС более привлекательны для украинского экспорта, чем отдаленные рынки развивающихся стран», — считают эксперты аналитического центра Farm Europe.
Так что пока «линии солидарности» ЕС трещат по швам. К тому же они — под надежным контролем наших ВКС.