Регулярное обмеление Рейна бьет по европейской экономике

Самый важный торговый маршрут Европы, который проходит по реке Рейн, находится под угрозой из-за изменений климата. С конца лета и порой до поздней осени уровень воды регулярно снижается, препятствуя судоходству.

«Первый звоночек» прозвучал в 2018 году, когда уровень Рейна достиг исторического минимума и перевозки по реке практически прекратились, что привело к сокращению промышленного производства Германии на €5 млрд. С тех пор мелководье все чаще ограничивает пропускную способность. По данным немецкого статистического агентства, в прошлом году в ФРГ был зафиксирован самый низкий объем торговли по Рейну и по другим внутренним водным путям, по крайней мере, с 1990 года.

В частности, река в значительной степени незаменима для таких объектов, как, например, крупнейший в мире химический завод BASF в Людвигсхафене, занимающий 10 квадратных километров вдоль Рейна. В свою очередь самый большой сталелитейный завод Германии Thyssenkrupp AG, который расположен в Дуйсбурге на слиянии рек Рейн и Рур подвержен еще большему риску, поскольку ему требуется 60 000 тонн сырья в день. На замену барж потребовалось бы 2000 грузовиков, поэтому, по словам представителей компании, полностью отказаться от Рейна для них невозможно.

При этом европейские специалисты по климату считают, что в будущем ситуация с понижением уровня воды станет нормой, а не исключением как сегодня.

Одним из способов преодоления климатической преграды является разработка новых судов, способных преодолевать низкий уровень воды. Однако капитальный ремонт рейнского флота из 8900 судов для мелководья может составить около €90 млрд. В то же время политическая поддержка облегчению судоходства по Рейну маловероятна в ближайшее время, так как сразу три партии из коалиции Шольца оказались втянутыми в споры по этому вопросу.