Болгария: НПЗ — нужен, а «Лукойл» — нет

Болгарские ренегаты, несмотря на угрозу социального взрыва, готовы в угоду ЕС вытеснить российский концерн из страны.

Президент Болгарии Румен Радев 4 августа обратился в Конституционный суд с запросом о законности решения парламента, который досрочно отменил концессионный договор российской компании «Лукойл» на портовый нефтяной терминал «Росенец».


«При таком радикальном подходе не учитывались ни интересы потребителей, ни риски роста цен на топливо и товары, ни потенциальные угрозы тысячам сотрудников нефтехимического завода, ни возможные судебные иски к Болгарии», — заявил Радев.


Напомню, что 21 июля законодательный орган в третьем чтении проголосовал за досрочное прекращение аренды «Лукойлом» этого терминала, обслуживающего Бургасский НПЗ. Для этого были приняты поправки в закон «О контроле за выполнением ограничительных мер в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию на Украине».

По решению парламента, соглашение с «Лукойлом», которое было подписано в 2011 году на 35 лет, подлежит расторжению на 23 года раньше его истечения.

«Лукойл», владеющий крупнейшим в Болгарии и Юго-Восточной Европе НПЗ в Бургасе, после вступления в силу «вердикта» слуг народа, сможет пользоваться терминалом, но на совершенно иных условиях. Он будет вынужден дополнительно платить за портовые услуги, что существенно повысит оперативные расходы. Причем компания в любой момент может потерять этот статус и лишиться возможности поставлять нефть на свой завод.

НПЗ в Бургасе принадлежит «Лукойлу» с 1999-го. К началу декабря прошлого года завод перерабатывал 6,6 млн тонн нефти в год и экспортировал 50-55% продукции. Он обеспечивал внутренний рынок Болгарии, а также направлял топливо в другие страны Европы, США, Северную Африку и Азию.

В январе нынешнего года немецкая газета Die Welt со ссылкой на экс-министра финансов Болгарии Асена Василева сообщила, что «братушки» после начала СВО тайно поставляли на Украину дизельное топливо. Причем — именно с НПЗ в Бургасе.

Разразился скандал. Спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил думскому комитету по безопасности и противодействию коррупции срочно проверить информацию.


«Просьба комитету безотлагательно направить запрос в Генпрокуратуру и Минэнерго, а затем ответ огласить на заседании Государственной думы», — объявил он.


«Лукойл» тогда ответил, что не имеет контрактов и не поставлял в 2022 году свою продукцию на Украину с завода в Бургасе или через какие-либо иные каналы. Компания также сообщила, что власти Болгарии никогда не обращались к руководству его предприятий с просьбой о поставках топлива Украине. И отметила, что продукция НПЗ продается оптом и в розницу на внутреннем рынке исключительно болгарским покупателям.

А вот те, надо полагать, вполне могли толкать ее через дополнительных посредников дальше — в том числе, и для нужд ВСУ. Как это, например, делалось и делается при экспорте боеприпасов. Официально Болгария не поставляет снаряды и патроны незалежной, но продает их, как установлено, польским фирмам. А те уже распоряжаются товаром по своему усмотрению...

Но вернемся к истории с терминалом «Росенец». Запрос президента Радева в КС вызван коллизией между обязательствами страны по законодательству ЕС и законами Болгарии, в которых нет института отзыва концессии. Нормативный акт ЕС, во исполнение которого принимались поправки, — статья 5k, внесенная седьмым санкционным пакетом в 833-й «секторальный» регламент 21 июля 2022 года.

Радев и Зеленский, Болгария, июль 2023. Фото: пресс-служба президента Украины

Если все же КС не обнаружит противоречий, то принятые парламентом поправки вступят в силу. Даже несмотря на оговорку, что законодательство Болгарии «приведено в соответствие с нормами ЕС», которые признают недопустимым пересмотр условий ранее заключенных договоров в одностороннем порядке. Допустим, что судьи не удовлетворят запрос президента. Тогда совет министров в течение недели вынесет определение о прекращении концессии с «Лукойлом», а министерство транспорта в течение двух недель должно будет взять на себя оперативное управление объектами терминала. То есть «Росенец» перейдет под государственный контроль.

Неясно, правда, почему Радев обратился в КС, а не наложил вето, ведь без его подписи принятый парламентом закон вступить в силу не может. Но это — другая история.

Примечательно, что в ноябре 2022-го болгарский кабинет и «Лукойл Нефтехим Болгария» договорились о продолжении деятельности российского концерна в стране и экспорте нефтепродуктов в ЕС до конца 2024 года. То есть болгары потратили много сил, но все же добились от Брюсселя освобождения от санкций поставок «Лукойла» на Бургасский НПЗ. Объяснялось это стремлением избежать дефицита топлива и ущерба экономике. Также утверждалось, что у Софии нет альтернативного поставщика топлива.

Тот кабинет, что бодался с ЕС, уже ушел в отставку, а «Лукойл», если у него отберут терминал, здесь, похоже, тоже долго не задержится. В лучшем случае — до конца этого самого 2024 года, доколе ему позволено возить нефть в Бургас, несмотря на базовые рестрикции ЕС.

Внутриполитическая ситуация в Болгарии сложная. За последние два года в стране прошло пять парламентских выборов. Последние — в апреле 2023 года. Долго не могли сформировать жизнеспособную правящую коалицию. В итоге установили ротационное управление: весной следующего года нынешний премьер Николай Денков и вице-премьер Мария Габриэль поменяются местами.

Николай Денков и Мария Габриэль. Источник: Bulphoto

В целом же очередная недружественная акция «братушек» указывает на противостояние президента Болгарии и слепо ориентированных на Брюссель, антироссийски настроенных парламента и правительства.

Как при таком балагане строить бизнес?