В США переживают, что достижения в области генеративного ИИ могут влиять на выборы.
Электоральный процесс в стране всегда был окутан некой завесой таинственности, которую делали плотнее различные скандалы и конспирология. После президентских выборов в США 2016 года социальные сети обвиняли в распространении дезинформации, четыре года спустя выборы 2020 года были переполнены теорией заговора и заявлениями о фальсификациях. Что же будет в грядущем политическом сезоне?
Новый политический тренд, судя по всему, совпадает с общемировым — это достижения в области ИИ. Эксперты предрекают им главную роль в выборном спектакле. Предполагается, что они могут использоваться для распространения дезинформации, причем в еще большем масштабе.
Британская газета The Guardian приводит мнение Бена Уинтерса, старшего юрисконсульта Электронного информационного центра конфиденциальности, о влиянии искусственного интеллекта на информационную среду. Центр, в котором работает Уинтерс, это некоммерческая организация, которая занимается исследованиями в области конфиденциальности.
«Степень доверия снизится, работа журналистов и других лиц, пытающихся распространять актуальную информацию, станет сложнее», — отметил Уинтерс, добавив, что с его точки зрения, «это не окажет положительного влияния на информационную экосистему».
Действительно, инструменты искусственного интеллекта, которые могут создавать фотореалистичные изображения, имитировать звук голоса и писать убедительный «человеческий» текст, все чаще используются для создания политического контента.
Чего стоит только выполненное ИИ изображение взрыва в Пентагоне, которое вызвало кратковременный спад на фондовом рынке!
Фото якобы взрыва неподалеку от Пентагона. Снимок сгенерирован искусственным интеллектом
Другой пример — аудиопародии ИИ на президентов США, играющих в видеоигры, и созданные нейросетями изображения, на которых Дональд Трамп отбивается от полицейских, пытающихся его арестовать, широко распространились в социальных сетях и стали вирусной тенденцией. А Национальный комитет Республиканской партии даже выпустил полностью сгенерированную ИИ рекламу, показывающую изображения различных воображаемых катастроф, которые произойдут, если президент Байден будет переизбран.
«Силовой арест» Трампа полицейскими. Изображение сгенерировано искусственным интеллектом
Все примеры, которые также приводит The Guardian, — реальные инструменты политической борьбы, в которой решающее значение приобретает виральность контента.
Да, все эти картинки и реклама уже встречались и ранее, но технологии дали им новый импульс: создание контента, направленного на пользователей, отнимало невероятно много времени, требовало использования специальных графических и видеоредакторов. Однако теперь генеративный ИИ сделал создание такого контента доступным для любого человека, обладающего хотя бы базовыми цифровыми навыками.
Естественно, как это принято в США для объяснения политических промахов, эксперты уже предупреждают, что такие технологии дадут зарубежным странам новые возможности для влияния на выборы в США.
Тем не менее, фейковый контент был всегда, и, да, технологии часто используются в политических баталиях, причем чаще всего американскими же госструктурами.
Важнее, кому в этот раз припишут влияние на электоральные процессы. Какую теорию в следующем году выберет американский истеблишмент для запугивания своих избирателей. Русские хакеры? Китай? Может быть, тандем двух этих государств? Об этом мы узнаем уже скоро.
Если отбросить ажиотаж, можно выделить общую проблему: искусственный интеллект действительно еще больше загрязняет многострадальное мировое информационное пространство и размывает фокус внимания как пользователей, так и авторов.
Если взглянуть на ситуацию чуть шире, то политика — далеко не единственная сфера, которая вызывает обеспокоенность их-за широкого и часто неконтролируемого использования искусственного интеллекта.
Так, например, ИИ мгновенно оставляет правдоподобные отзывы в отношении отелей, ресторанов и кафе. Поддельная обратная связь существует уже давно, и в англоязычном сегменте фейковые отзывы часто нетрудно обнаружить по искаженному английскому языку и отсутствию конкретных фактов о месте.
Отзывы, которые генерирует ИИ, все труднее отличить от тех, что написаны обычным путешественником или посетителем кафе. До последнего времени бизнес по распространению поддельных обзоров был в основном сосредоточен на онлайн-потогонных компаниях. Этим занимались организации, которые платили людям за написание отзывов для повышения рейтинга компании.
Теперь же искусственный интеллект может с легкостью помогать отдельному человеку или определенным силам достигать своих целей, причем оставляя при этом минимум следов.
Но, как это не банально, не стоит забывать, что на том конце у монитора сидят люди, и именно они, а не ИИ, принимают решения. Представляется, что именно это и вызывает многолетнее бешенство Белого дома.
Все сложнее вести закулисные игры, когда медиаэффект от публикации в твиттере или вирусной картинки в разы больше, чем от очередного официального заявления.
Сомнений, что нынешние американские власти также работают с технологиями ИИ, нет, например, структура Пентагона уже вообще осваивает технологию дипфейков (GEOFOR ранее писал об этой истории), но простота технологии кратно повышает ресурсы оппонентов действующей американской власти. Это новые комиксы и новый Голливуд, только дешевле и оперативнее.
И, в отличие от Голливуда старого, новый сейчас работает не на США в целом, и не на госаппарат в частности, а против них, вытаскивая на поверхность все грязное белье и высмеивая весьма странные политические решения и ситуации, которые в изобилии допускает текущая американская власть. Так что, если перефразировать, нечего на искусственный интеллект пенять, если сами поводы даете.