Такая реклама нам не нужна?

Американская компания Google сталкивается с противодействием ее попыткам монополии рекламного рынка по всему миру. 

В самом конце июля заместитель руководителя Комиссии по конкуренции Южной Африки Джеймс Ходж заявил о влиянии компании на рынок онлайн-путешествий в регионе. В целом, в надзорном органе также отдельно подчеркнули, что доминирование Google в поисковой системе искажает конкуренцию платформ в пользу крупных игроков рынка.

Там также сформировали ряд рекомендаций, направленных на улучшение показов небольших южноафриканских компаний в результатах поиска. Google должна предоставить 180 млн рэндов (порядка $10,2 млн) на продвижение и обучение небольших платформ использованию функций платного поиска для привлечения клиентов. Еще 150 млн рэндов пойдут на поддержку показателей малых и средних локальных предприятий.

Действия регулятора стали результатом крупного расследования в отношении Google и других американских технологических гигантов, работающих в Южной Африке. Началось оно в 2021 году из-за проблем с конкуренцией, на которые в том числе ссылаются и местные компании в своих обращениях в регулятор.

Помимо ситуации в Африке, тревожные для компании звоночки звучат по всему миру, в том числе и в родных США. Проблемы с доминированием в области поиска и рекламных технологии есть и Европе, и в Индии.

Но это далеко не единственные сложности. Например, в Италии компания столкнулась со сложностями в области обработки данных. Расследование началось в прошлом году, после жалобы итальянского стартапа Hoda, обвинившего Google в препятствовании праву пользователей делиться своими личными данными с другими платформами и сервисами.

Американской компании пришлось пойти на уступки: в ответ на расследование она предложила ввести изменения в своей службе резервного копирования данных, и обязалась предоставить тестовую версию нового инструмента, который позволит другим операторам цифровых услуг получать доступ к данным, которые пользователи генерируют в сервисах Alphabet. Полностью инструмент будет запущен только в следующем году, однако в итальянском регуляторе дали понять, что будут очень пристально следить за соблюдением обязательств со стороны Google.

А вот, как ни странно, на родине в США у компании договориться не получается: в иске штата Техас компания обвиняется в незаконном доминировании процессом размещения рекламы в интернете. Издатели веб-сайтов утверждают, что это нанесло им значительный финансовый ущерб.

Компании в августе 2021 года удалось перенести иск в федеральный суд в Нью-Йорке, где рассматривались другие дела о рекламных технологиях, однако Судебная коллегия США в июне этого года удовлетворила просьбу Техаса направить иск обратно в суд штата.

Помимо вопросов, связанных с злоупотреблением правами рекламного оператора, к Google есть и вопросы, связанные с качеством самой рекламы. В опубликованном в июне исследовании компании Adalytics утверждалось, что многие рекламодатели, которые платят за рекламу TrueView, показываемую на различных веб-сайтах и в приложениях, возможно, не получают то, за что заплатили.

Надо отметить, что TrueView от Google, о котором идет речь, — это фирменный и активно продвигаемый продукт компании для видеорекламы. Причем не только на дочернем видеохостинге YouTube, но и на сторонних сайтах и в приложениях. Пользователи могут пропустить рекламу через пять секунд, но рекламодатель получает плату только в том случае, если пользователь смотрит рекламу 30 секунд.

Пример рекламы, запущенной через TrueView от Google

Adalytics проанализировала рекламные кампании более 1000 брендов и обнаружила, что многие объявления TrueView не соответствуют собственным рекомендациям Google. В частности, на некоторых сайтах она вообще была отключена, например, на сайтах NYT, Reuters, и Wired.

Были выявлены и факты, свидетельствующие об определенных манипуляциях со стороны самой компании: так, например, в некоторых объявлениях кнопка «Пропустить» была скрыта или затемнена, чтобы пользователям было трудно пропустить ее через пять секунд. В самой Google раскритиковали исследование, заявив, что в нем содержатся «крайне неточные утверждения».

Непрекращающиеся судебные разбирательства свидетельствуют о серьезной обеспокоенности регуляторов практически незыблемыми до недавнего времени позициями компании на рекламном рынке. Очевидно, что местный бизнес стал важнее, чем большая компания, практически единолично управляющая рынком.

Причем происходит это и дома, в США. Излюбленный способ перенесения иска в федеральный суд также не работает, и по продолжительности разбирательства видно, что Техас настроен решительно. В будущем к нему вполне могут присоединиться и другие штаты, которым небезразлична судьба своего местного бизнеса, стремительно теряющего клиентов из-за отсутствия рекламы.

Само положение Google остается довольно напряженным. Рекламные доходы составляют большую часть прибыли, и вряд ли их сможет заменить доход от ИИ-разработок, с которыми есть как и общая мировая неопределенность, так и локальные проблемы.