Все-таки правы моряки, когда говорят, что понедельник, да еще, если на него выпадает 13-ое число, не самый лучший день для серьезных дел. А именно на такой день и выпал рабочий визит Реджепа Тайипа Эрдогана в Сочи, где прошла его встреча с Владимиром Путиным.
Надо сказать, что подготовку к этому визиту турецкий лидер провел основательную. Хотя, на мой взгляд, малость переборщил.
Судите сами: визит в Вашингтон турецкого премьера Бинали? Йылдыры?ма, франко-итальянско-турецкие договоренности о совместных разработках системы ПРО, заявление самого Реджепа Тайипыча о необходимости выхода из Сирии и российских и американских военных. Дескать, сами разберемся на своем Ближнем Востоке.
И, как вишенка на торте, «курьез» при совместном фотографировании. Турецкий президент при рукопожатии упорно смотрел в сторону камер, избегая взглянуть на своего российского коллегу, принимающего его в качестве гостя. Такое нарушение традиций и протокола со стороны умного, изощренного и опытного политика, каким, безусловно, является Р.Эрдоган, язык не поворачивается назвать оплошностью. Скорее всего, это была своего рода демонстрация. Демонстрация чего? Может быть сильных позиций турецкого представителя? Давайте разберемся.
И для начала пробежимся по перечисленным выше событиям и попытаемся понять, насколько они усилили Турцию и позиции её президента перед встречей с В.Путиным.
По оценкам известного в нашей стране исследовательского центра Stratfor, четырехдневный визит в США турецкого премьера толком ничего не дал. В Сирии Вашингтон опирался и будет опираться на курдов, столь ненавистных Анкаре. Отношения с Россией и неучастие в санкциях, а тем более ЗРК С-400 вызывают у Вашингтона нескрываемое раздражение, причем в этой связи аналитики американского центра прогнозируют, что разногласия по этим вопросам будут только усиливаться. И в конце концов могут вынудить США оказать на своего союзника «давление» (какое давление, не уточняется).
Хотя, справедливости ради, замечу, что американцы сами вывели свои «Пэтриоты» в 2015 году, находившиеся там с 2012 года, после того, как тендер на поставки в Турцию зенитных комплексов выиграла китайская компания. И хотя договор с китайцами турецкой стороной был расторгнут, «Пэтриоты» в Турцию так и не вернулись.
Таким образом, в настоящее время Турция не имеет какого-либо серьезного прикрытия от массированных ударов с воздуха, будь то ракеты или самолеты потенциального противника.
Что касается переговоров по «альтернативе» С-400 со стороны проекта с французами и итальянцами, то пока что стороны довели их до уровня протокола о намерениях, который лишь служит фундаментом для серьезных переговоров. Причем одним из главных вопросов, на который Анкаре придется дать ответ в случае продолжения переговоров, будет финансирование этого проекта…
Так что на нынешнем этапе можно рассмотреть два варианта: либо Анкара действительно намерена диверсифицировать свои возможности по защите воздушного пространства, либо это просто блеф. Хотя и хорошо, солидно обставленный. Каковы же реальные планы Анкары, время покажет.
Что касается заявления относительно вывода «чужеземных войск» из Сирии, то это можно было рассматривать просто как бытовое хамство, если бы оно не исходило от одного из трех гарантов процесса гражданского примирения в Сирийской Арабской Республике.
А теперь посмотрим на переговорные позиции российской стороны. Перед встречей в Сочи российский президент посетил Иран. Кстати, давний конкурент Турции в борьбе за лидерство в регионе.
В Тегеране российский лидер провел переговоры с президентом Хасаном Роухани. Вполне ожидаемо и понятно, что одной из основных тем переговоров стал вопрос сирийского урегулирования. Россия, Иран, Турция в настоящее время играют важнейшую роль в этом процессе и именно благодаря этим трем государствам удается поддерживать работоспособность проекта зон деэскалации в Сирии, которые обеспечивают возможно хоть как-то разделить террористические группировки от тех, кто готов прекратить гражданскую войну.
Также на встрече не мог не обсуждаться и курдский вопрос. После иракского референдума, несмотря на то, как будут развиваться события в Ираке, прецедент был создан. И вполне понятно, почему и Тегеран, и Анкара, и Дамаск обеспокоены этим вопросом. Курды живут во всех этих странах. Тем более что в Сирии они уже заявили о своих претензиях на нефтедобывающие районы страны. А проект «Единого Курдистана», хоть в настоящее время и не имеет шансов на осуществления, в том числе и из-за разрозненности и внутренних противоречий этого народа, но от этого не перестает быть давней и желанной мечтой всех курдов. И останется для этих стран дестабилизирующим фактором.
Немаловажным являются и договоренности, достигнутые в трехстороннем формате, в которых равноправное участие принимал президент Азербайджана Ильхам Алиев. В ходе переговоров обсуждался масштабный инфраструктурный проект, транспортный коридор «Север-Юг». Который пройдет от Петербурга через Азербайджан до Персидского залива и далее до порта Мумбай, главных морских ворот Индии. Такой маршрут будет в два раза короче, чем нынешний из Индии в Европу через Суэцкий канал.
По нашим сведениям, в Анкаре ревностно следили за этими переговорами. Еще бы, два серьезных турецких партнёра в торгово-экономической сфере готовы начать такой масштабный проект с извечным конкурентом Турции.
А теперь вернемся к встрече двух президентов. Точнее к её итогам.
Как отметил наш президент, отношения двух стран можно считать восстановленными в полном объеме. Замечу, что накануне приезда Р.Эрдогана в Россию поступила первая партия турецких помидоров, т.е. эмбарго на сельхозпродукцию нашего южного соседа полностью снято.
Как повелось, после продолжительного диалога один на один последовала официальная часть переговоров в расширенном составе, которая продлилась еще около четырех часов. В частности, лидеры обсудили такие важные аспекты двухсторонних отношений, как экономическое взаимодействие и развитие товарооборота, туризм и многое другое.
Отдельно стоит выделить заявление о решении приурочить запуск атомной станции Аккую, которую строит Россия на территории Турции, к столетию создания Турецкой республики в 2023 году.
Эрдоган отметил, что странам необходимо снять все оставшиеся ограничения в экономической сфере. Лидеры также отметили важность работы стран в Астанинских переговорах по урегулированию в Сирии, подчеркнули важность зон деэскалации. Турецкий лидер заявил, что сейчас в Сирии появилась возможность для начала процесса политического урегулирования.
Не обошли лидеры России и Турции стороной вопрос сотрудничества в оборонной сфере. Несмотря на то, что Эрдоган заявил о крайней значимости для Анкары покупки российских систем ПВО С-400, позже появилось сообщение от Дмитрия Пескова, что во время обсуждения данного вопроса были заслушаны «озабоченности турецкой стороны», что наводит на мысль, что не все там гладко. Думается, что хитрый турок опять юлит, учитывая, возможность сотрудничества Турции с франко-итальянским производителем ЗРК.
Все-таки непросто вести дела с Реджепом Тайипычем. Непросто, но нужно. Нужно и ему и нам. Не зря ведь сочинская встреча была 23-им контактом лидеров России и Турции, если суммировать личные контакты и разговоры по телефону. Так что российско-турецкий диалог продолжается. И надеюсь, что он будет взаимовыгодным.