В КНР сеть железных дорог со скоростями 300 км в час превышает 35 тысяч километров. Это больше, чем в Японии и Европе вместе взятых.
Не так давно в Китае прошли ходовые испытания очередной версии высокоскоростного пассажирского поезда — CR450. Он разогнался до скорости 453 километра в час. Вскоре эти поезда побегут по рельсам уже имеющихся высокоскоростных железных дорог КНР и станут самыми быстрыми регулярными железнодорожными составами в мире. Такой поезд мог бы преодолеть расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга за 1,5 часа.
К эксплуатации готовится также поезд Fuxing, который будет вдвое длиннее, чем нынешние высокоскоростные составы. При длине 415 метров он станет развивать скорость до 350 км в час и перевозить до тысячи пассажиров. Также в Китае разработан поезд на магнитной подушке, который развивает скорость до 650 км в час. Экспериментальная дорога с таким составом действует в районе Шанхая, перевозя пассажиров.
Высокоскоростной поезд Fuxin
В конце восьмидесятых годов прошлого века путь из Пекина в Шанхай занимал двое суток, а средняя скорость движения по китайским железным дорогам не превышала 30-40 км в час. Но уже сейчас Китай далеко опережает все страны мира по развитию высокоскоростного железнодорожного транспорта. Сеть таких дорог (со скоростями 300 км и больше) составляет свыше 35 тысяч километров. Еще примерно 15 тысяч километров —дороги, по которым движутся составы со скоростью до 250 км в час.
Высокоскоростные железные дороги связали основные административные центры Китая, составив конкуренцию авиации. Например, путь из Пекина в Шанхай протяженностью 1300 километров занимает около 4 часов в зависимости от числа остановок поезда. При этом билет на такой поезд стоит в пересчете около 6,5 тысяч рублей. А в ближайшей перспективе новый поезд CR450 будет доставлять пассажиров из Пекина в Шанхай за 2,5 часа.
Расстояние между Пекином и крупнейшим экономическим центром на Юге Китая — городом Гуанчжоу — ныне покрывается за 8 часов. Этот путь можно сравнить с расстоянием от Москвы до Тюмени, которое наш поезд преодолевает более чем за сутки.
Когда впервые едешь на высокоскоростном поезде, ощущаешь настоящий шок. Состав несется на скорости 350 километров, при этом вода из стакана на столике не проливается на всем протяжении пути и даже на остановках. Комфорт потрясающий, движение мягкое, в вагоне тишина. Впечатляет и четкая организация движения, посадочные терминалы, огромные вокзалы. К тому же китайские высокоскоростные железные дороги — самые безопасные в мире. Потому что в этой сфере китайцы разработали и применяют уникальные технологии, в том числе специальные сверхпрочные рельсы и их крепления, особые тормоза, системы гашения воздушных вихрей. И, конечно же, это высокоскоростные поезда, разработанные китайскими инженерами и вобравшие в себя все достижения науки и техники.
Когда попадаешь на один из заводов по производству железнодорожных составов, который расположен близ города Нанкин, кажется, что ты оказался на предприятии, выпускающем космические корабли или ракеты. Рабочие (даже, скорее, это инженеры) в белоснежных комбинезонах и в бахилах, в специальных, похожих на хирургические, перчатках. Идеальная чистота, четкая организация производства, высочайшая дисциплина.
В России строили планы строительства высокоскоростной магистрали, которая должна была связать Москву и Казань, а затем пройти до границы с Китаем. На проектно-изыскательские работы было потрачено около 100 млн рублей. Китай готов был составить кооперацию в этом строительстве, выдать беспроцентный кредит до 500 млрд рублей. Китайцы были не против и полностью построить эту дорогу, и предоставить полный комплект оборудования. Однако затем проект бы свернут. Основная мотивировка — высокие затраты, которые вряд ли в ближайшей перспективе окупятся.
В Китае национальные высокоскоростные дороги пока что являются планово бесприбыльными. Доход приносят лишь несколько постоянно загруженных маршрутов, среди которых и Пекин — Шанхай.
Кстати, строительство этой магистрали потребовало колоссальных вложений и реализации уникальных инженерных решений. Десятки километров этой дороги проходят над водной поверхностью, по мостам и тоннелям. Однако руководство Китая считает, что высокоскоростные железные дороги приносят огромную пользу, связывая воедино различные регионы, позволяя населению быстро перемещаться по стране. Это отражается и на развитии технологий, и экономики в целом. Низкие цены на билеты в высокоскоростных поездах поддерживаются сознательно и дотируются государством. В период бурного развития ВСМ в 2005-2015 годах КНР инвестировала в их строительство около $300 млрд. В Китае бытует мнение, что высокоскоростные железные дороги объединяют страну также, как иероглифическая письменность.
В соответствии с транспортной стратегией КНР сеть железных дорог со скоростями 300 км в час и выше увеличится к 2035 году до 50-60 тысяч километров. Железные дороги со скоростями движения поездов 250 км в час и больше охватят не менее 95% городов с населением свыше 500 млн человек.
Китайские железные дороги вместе с авиацией, автомобильным транспортом играют большую роль в реализации транспортной стратегии Китая. К 2035 году планируется сформировать так называемое всекитайское транспортное кольцо «1-2-3» для пассажироперевозок. Это означает, что время в пути внутри отдельного города, в пределах той или иной городской агломерации и между любыми двумя из основных городов страны сократится до одного, двух и трех часов, соответственно.