Через пару месяцев Шотландия могла бы получить независимость. Но кто же ей даст? Тем более оказалось, что в местном руководстве — сплошь английские агенты.
Бывший первый министр Шотландии Никола Стерджен после неудачного для Шотландской национальной партии (ШНП) референдума об отделении решила, что быть новому волеизъявлению. Вопрос: «Должна ли наша страна стать независимой». Дата — 19 октября 2023 года.
Но Верховный суд Великобритании решил, что достаточно будет и результатов референдума 2014 года. Тогда 55% шотландцев высказались против отделения, и вроде бы к проблеме можно не возвращаться еще несколько десятилетий. Но тут вмешался еще один плебисцит — по Брекзиту. А там, как оказалось, 62% шотландцев хотят жить в Евросоюзе.
Тогда же родилась идея превратить будущие всеобщие выборы в Великобритании в шотландский «референдум де-факто». Выборы должны состояться не позднее января 2025 года, но Сунак думает провести их пораньше.
«Сейчас, когда Великобритания переживает один из самых важных моментов в истории, быть ее частью — явная выгода. А шотландцам следовало бы сосредоточиться на своих насущных проблемах, например, на стоимости жизни», — заявил министр по делам Шотландии Алистер Джек.
В таком океане страстей появляются откровения бывшего члена парламента Шотландии Кэмбелла Мартина. Он рассказал, что верхушка правящей ШНП, вплоть до уровня местных министров, давно и успешно контролируется агентами MI 5, которые мониторят информацию о движении за независимость.
«ШНП полностью скомпрометировала себя, — пишет Мартин на сайте националистов, — Как только мы начали набирать силу, с 2007 года, в наши ряды просто колоннами пошли английские агенты, и сейчас уже они занимают высокие посты в партии и могут влиять на решения руководства, например, продвинуть идею о том, что не стоит торопиться с независимостью. Да даже гендерную политику они проводят такую, что она делает партию неизбираемой».
Кэмпбелла Мартина тут же записали в конспирологи и все бы о нем забыли, но буквально в те же дни — совпадение? — Британия открыла очередную партию архивов, а там — история 70-летней давности, наделавшая в свое время огромный шум.
Кэмпбелл Мартин. Фото: The Times
В ночь на Рождество 1950 года четверо шотландских студентов из Университета Глазго проникли в Вестминстерское аббатство в Лондоне и похитили Камень судьбы, он же Скунский, он же Коронационный камень. Это древняя священная реликвия Шотландии. Ну, как если бы в России похитили «Троицу». На Камне короновались шотландские и английские монархи, он оказался в Англии и по Нортгемптонскому договору от 1328 года должен был быть передан Шотландии. Но англичане не торопились исполнять эту часть договора веков эдак шесть.
Студенты стали в Шотландии героями, но это потом, а тогда следствие пару лет не могло выйти на их след — шотландские юридические власти вставляли палки в колеса английской детективной машине как могли. А из обнародованных только что архивов следует, что ребят выявили и сдали как раз английские агенты.
Скунский камень. Фото: Susannah Ireland / Reuters
Вот так-то. А Мартин в качестве аргумента добавляет, что спецслужбы проникли не только в шотландские правящие структуры, но еще и в Ирландскую республиканскую армию и даже в могущественный Национальный союз горняков. А его-то президент Джо Гормли был разоблачен в 2002 году. Информатором оказался.
«Когда я вступил в партию в 1980 году, — продолжает Мартин, — тогдашний председатель Роберт Макинтайр отвел меня в сторонку и сказал: представь, нас всех тут завербуют. В принципе и меня можно подозревать в вербовке, и многих других. Проблема в том, что мы и сейчас не можем при таких масштабах понять, насколько глубоко они проникли в наши ряды».
Во время оно, в 1969-1979, был такой руководитель ШНП Билли Вульф. Он был уверен, что его телефон прослушивается после того, правда, как он получил предложение от угандийского диктатора Иди Амина профинансировать процесс отделения Шотландии. Ну, тут уж любая спецслужба напряжется.
Грядущие всеобщие парламентские выборы в Британии могут многое значить для Шотландии. Если побеждают консерваторы — вопросов нет, все остается практически по-прежнему. Идею «референдума де-факто» можно приводить в чувство сколько угодно, ничего она не изменит.
А вот если повезет лейбористам, то ШНП не растеряется, и начнет выторговывать себе все, что можно. То есть передачу новых и новых полномочий от Вестминстера в Холируд, шотландский парламент. Всего, кроме обороны и внешней политики, которые никто никогда не отдаст и нечего просить. Эта политика даже получила в британском политическом сленге свое название — Devo-Max, Devolution-Maximum.
И тут победившие (предположим) лейбористы могут совершить ошибку — они эти полномочия отдадут. Дело в том, что в работе бывшего премьера Гордона Брауна, опубликованной в прошлом году и воспринятой как доктрина левых, такая передача предусмотрена. И получится, что ШНП поймает прекрасную волну: добьется передачи новых полномочий и останется при этом «партией борьбы за отделение», хоть самого отделения ждать еще долго.
А в 2026 году — выборы в Холируд и под этими знаменами и с таким бэкграундом националисты выходят на них и... побеждают шотландских лейбористов. Вот они спасибо скажут.