Китай потребовал от Японии прекратить сброс радиоактивной жидкости из резервуаров вблизи аварийной станции.
В течение двух лет группа из 11 ученых, экспертов по ядерной безопасности, уполномоченная ООН, исследовала ситуацию на атомной станции «Фукусима-1». Эти авторитетные люди также изучали предложенный японским правительством план сброса обеззараженной воды со станции в мировой океан. В эту группу, как следует из публикаций мировых СМИ, входили и представители Китая, а также России.
Ученые в ходе их научной работы отбирали образцы воды в резервуарах близ Фукусимы, где хранилась очищенная вода со станции. Эти пробы затем направлялись в различные зарубежные лаборатории, уполномоченные Международным агентством по ядерной энергии (МАГАТЭ), а также независимые исследовательские центры.
Все эти исследования показали, что после обработки и фильтрации содержание радиоактивных элементов в воде значительно ниже даже международного стандарта. Итогом исследований стал опубликованный доклад, в котором делался вывод, что японский план сброса воды является разумным и безопасным.
То есть рабочая группа МАГАТЭ (в том числе и китайский эксперт) единогласно пришла к выводу: очистка ядерных сточных вод АЭС Фукусимы соответствует требованиям, и план был одобрен. А генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси заявил, что выбранный Японией метод очистки ядерных сточных вод технически осуществим и соответствует международной практике.
При этом китайский эксперт в рабочей группе не выступил с возражениями против предложенного плана. В период работы этой группы в мировых СМИ хоть и высказывались опасения относительно сброса обеззараженной воды, но они не носили характера целенаправленной кампании. Никто в мире не трубил по поводу грозящей человечеству смертельной опасности. Совбез ООН не проводил специальных заседаний по этому поводу. Тревога со стороны Пекина проявилась в полной мере лишь накануне сброса. А как сообщило агентство ТАСС, эксперт от России в МАГАТЭ Сергей Шинкарев подтвердил, что «планируемый сброс в океан воды с АЭС „Фукусима-1“ в рамках, обозначенных японской стороной, не представляет собой какой-либо радиационной опасности для жителей».
Но все изменилось, когда японское правительство и сотрудники Фукусимы приготовились к осуществлению плана. Китайцы не были бы китайцами, если бы они грамотно не использовали ситуацию, чтобы подпортить и без того не очень лицеприятный внутри Китая образ Японии, и полить ее грязью на международном уровне.
Еще задолго до того, как были открыты резервуары, китайские СМИ, а также МИД КНР обвинили японцев в безответственности. А когда 24 августа водичка с аварийной АЭС «Фукусима-1» потекла в океан, официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь назвал действия Японии эгоистичным и безответственным поведением.
«Это крайне эгоистичное и безответственное поведение — открыто переносить риск радиоактивного загрязнения на весь мир», — сказал Ван Вэньбинь и призвал японскую сторону «немедленно исправить свое эгоистичное поведение, связанное с переносом риска ядерного загрязнения на мир», и не допустить, «чтобы вода Фукусимы стала позором для Японии». «Если кто-то считает, что радиоактивно загрязненная вода с АЭС „Фукусима“ пригодна для питья или плавания, мы предлагаем японской стороне и этим людям использовать ее для питья и купания, вместо того чтобы сбрасывать в океан, вызывая беспокойство международного сообщества», — заявил представитель китайского МИДа.
Это было сказано, несмотря на то, что (МАГАТЭ) подтвердило: оно контролирует начало сброса и на месте работают эксперты агентства, которые следят за соответствием процедуры стандартам безопасности. Кстати, согласно японскому плану, каждая тонна воды с Фукусимы будет разбавляться 1,2 тыс. чистой морской воды, пишет NHK. Первый сброс воды будет проходить в течение 17 дней. В общей сложности этот процесс займет около 30 лет.
Но за словом было дело. Главное таможенное управление КНР сообщило, что Китай с 24 августа полностью приостановил импорт продуктов водного промысла, произведенных в Японии. К сожалению, автору не удалось найти цифры объемов и стоимости этого импорта. Однако по данным японских и международных структур, дефицит морепродуктов на внутреннем рынке Японии ныне составляет около $15 млрд. Как при таком дефиците и особой любви японцев к морепродуктам Япония может поставлять сколь-нибудь значимые объемы в Китай, не совсем понятно. Возможно, речь идет о незначительных поставках каких-то отдельных видов, вероятно, высшего ценового сегмента. В последние годы японские рыбаки испытывают немалые трудности, разоряются, и Япония все больше ориентируется на импорт морепродуктов. Широко известно, что японский импорт этих продуктов из России, в том числе контрабандный, несколько десятилетий опустошал наши прилавки. Уровень жизни в Японии настолько высок, как и их цены, что продажа туда любых товаров даже с риском для свободы — хороший бизнес, на котором сколотили состояния и в Японии, и в России.
Но, как говорится, одними морепродуктами сыт не будешь. Как сообщают китайские СМИ, после начала сброса воду из Фукусимы и заявлений китайского правительства на этот счет, в Китае спрос на персональные измерители радиоактивности вырос настолько резко, что его пока не могут покрыть производители. Можно сказать, что китайское руководство своего добилось.
А что же Россия? Росрыболовство сообщило, что сейчас промысел в районе, куда Япония сбросила воду с АЭС, российскими судами не ведется. Это и понятно, поскольку речь идет о территориальных водах Японии.
По сообщениям официальных СМИ, Роспотребнадзор внимательно следит за сбросом на Фукусиме и регулярно отбирает пробы воды в районах Дальнего Востока. Комплексные исследования проведет Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), передает ТАСС.
Пока никаких превышений не обнаружено и никаких тревожных сообщений не поступало. Кроме того, что активизировались разного рода эксперты, которые в унисон с китайцами говорят, что сброс воды в мировой океан — это плохо.
Конечно, ничего хорошего в этом нет. Но какова альтернатива? Объективности ради нужно сказать, что японские специалисты предлагали и другие способы утилизации радиоактивной воды, включая закачку в пласты, выпаривание, выброс водорода, подземное захоронение. Но нет никаких данных, что другие методы избавления от заразы были бы безопаснее. Нельзя исключать, что японцы выбрали самый дешевый, но они и так потратили на ликвидацию аварии более сотни миллиардов долларов. Однако резервуары с очищенной водой не могли бы стоять в районе Фукусимы вечно. Кроме того, им угрожают землетрясения, тайфуны и цунами, которые, как мы знаем, в Японии не редкость. Тогда бы сброс был таким же неконтролируемым, как это было во время аварии на станции в 2011 году (тогда, кстати, тонны воды унесли в океан сотни домов и других строений, лодок, автомобилей и грузовиков). Объективности ради нужно сказать, что подобные инциденты и аварии — неотъемлемая часть ядерной энергетики, что бы и кто бы не говорил о ее исключительной чистоте. Хранение радиоактивных отходов этих станций, обеспечение их безопасности является куда более сложной и порой неразрешимой проблемой, чем загрязнение океана сбросом с Фукусимы (Германия, кстати, в нынешнем году закрыла последние АЭС, полностью отказавшись от этого вида энергетики).
Эксперты утверждают, что уровень радиоактивности на планете в ближайшие годы будет неизбежно расти вне зависимости от японского поведения. Ну, а ядерное оружие, грозящее человечеству апокалипсисом, от которого никто не собирается избавляться? Может быть, стоит сместить фокус с одной малой проблемы на другую огромную?