Второй день операции: Зеленский запросил переговоры

Первый день российской спецоперации на Украине показал очевидное: киевские военные и национальные батальоны, несмотря на отдельные очаги сопротивления, не способны остановить продвижение армии РФ и корпусов ДНР и ЛНР.

foto

На середину дня 25 февраля подразделения ДНР сумели продвинуться вперед на 11 километров, а ЛНР – на 12.

Министерство обороны РФ сообщает, что после высадки десанта в пригородах Киева был занят аэродром Гостомель, а после подхода основных сил украинская столица оказалась заблокированной с Запада. Полностью блокирован также Чернигов.

Оценивая действия российских военных, западные эксперты отмечают, что они придерживаются тактики, отработанной в Сирии, целью которой является избежать потерь среди мирного населения или их хотя бы свести к минимуму. Именно этими мотивами аналитики американского центра IHS Global Insight объясняют тактику окружения крупных и средних городов с тем, чтобы, блокировав засевшего там противника, путем переговоров убедить его сдаться.

При этом в российском военном ведомстве заявили, что мирных жителей Киева «хотят использовать как живой щит. Российские вооруженные силы никаких ударов по жилым кварталам украинской столицы наносить не будут». Отмечается также, что по данным разведки на площади Шевченко в Киеве развернуты установки РСЗО «Град» для нанесения удара в район аэродрома Гостомель. Ну, в «героизме» украинских вояк никто и не сомневался.

В целом уже можно констатировать, что на сегодняшний день горячая фаза спецоперации близится к завершению. Вероятнее всего, силы ВСУ начнут активнее сдаваться после того, как Киев окажется под контролем российских военных. Однако пока говорить об этом преждевременно, учитывая размещение вооружений «незалежной» среди жилых районов, можно предположить, что украинские военные и нацбаты намерены держать оборону. А это наверняка, замедлит наступление и потенциально может быть использовано для провокаций и обвинений в гибели мирных жителей.

Схожая ситуация и в Мариуполе, где националистические батальоны по ряду неподтвержденных сообщений оборудуют позиции в жилых домах.

Владимир Зеленский в своем обращении заявил о готовности к ведению переговоров. В российском МИДе при этом чуть ранее заявили, что Москва готова вести переговоры, но при условии, если ВСУ сложит оружие. Впрочем, вместо этого украинские военные или нацбаты (разбираться будем позже) нанесли новые удары по мирным жителям Донбасса с применением тяжелых вооружений, что привело к жертвам среди гражданского населения. Так что, по всей видимости, в России сегодня не очень-то верят Зеленскому, и в его способность контролировать собственных военных.

Несмотря на это пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что российских лидер готов направить делегацию в Минск для переговоров, но также добавил: «Изначально президент России Владимир Путин говорил о том, что целью операции является помощь ЛНР и ДНР, в том числе путем демилитаризации и денацификации Украины. А это, собственно, и является неотъемлемым компонентом нейтрального статуса».

Правда, позже поступило сообщение ТАСС, что Путин не ожидает договоренностей с «шайкой наркоманов и неонацистов, которая засела в Киеве и взяла в заложники весь украинский народ».

Тем не менее, в Минске уже подтвердили, что готовы предоставить все необходимые условия для проведения переговоров, включая вопросы, связанные с обеспечением безопасности участников переговоров.

Все больше на повестке дня встает вопрос, как будет проходить политическое переустройство Украины. Сомнений в том, что страна перестанет существовать в том виде, в котором она существовала до 23 февраля, практически нет. Особенно после заявления Сергея Лаврова о том, что денацификация «незалежной» будет завершена, и что Россия не позволит неонацистам править на Украине.

На сегодняшний день представляется два наиболее вероятных сценария.

Первый, менее вероятный. Украина будет разделена. Помимо отделения ДНР и ЛНР, которое уже состоялось, аналитики говорят о возможности отторжения от страны еще и других территорий с преобладанием этнически русского населения. Это в первую очередь – Харьковская, Херсонская, и Одесская области.

Второй сценарий, который нам сегодня представляется более вероятным, и совпадает с заявления российского руководства, подразумевает сохранение Украины в ее границах за исключением ДНР и ЛНР. Но в Москве будут настаивать на смене власти на ту, которая устроит Кремль, будет контролируемой и последовательной в своей политике, сможет обеспечить дальнейшую борьбу с националистическими и фашистскими формированиями, а также будет гарантировать, что Киев откажется от планов по вступлению как в ЕС, так и НАТО.

Современное правительство Украины на такие действия явно не готово. При этом возможные переговоры в Минске не помешают выходу сил ДНР и ЛНР к границам своих областей. А учитывая, что позиции Зеленского в возможном диалоге крайне слабы – он будет вынужден идти на максимальное количество уступок. Они же окончательно превратят его и его кабинет в «политических трупов» как с точки зрения его противников, так и сторонников, что может спровоцировать новый виток конфликта внутри самой Украины.

Существует и еще одна ключевая проблема, которую пока, думается, мало кто понимает, как решать. Это – огромное количество оружия, которое было роздано или другими способами попало в руки населения Украины. Потенциально оно может быть использовано не только в бандитских разборках, но и для проведения очередного Майдана. Поэтому демилитаризация «незалежной» должна быть завершена в любом случае, в том числе и вопросах наличия у населения различного стрелкового и не только оружия. В противном случае никто не сможет гарантировать, что ситуация в стране будет спокойной и контролируемой. А к чему приводит приход к власти на Украине олигархов, комиков, боксеров, уголовников, националистов, фашистов и прочих маргиналов, к тому же поддерживаемых Западом, уже хорошо известно.

С одной стороны может показаться, что на сегодняшний день переговоры являются для Москвы наиболее оптимальным вариантом, ведь чисто теоретически они могут позволить снизить санкционное давление и избежать дальнейшего кровопролития.

В данном контексте отметим, что Россию изначально подталкивали к началу операции на Украине всем коллективным Западом во главе с США. Многочисленные попытки Москвы и объективные опасения в вопросах безопасности постоянно игнорировались, переговоры ни к чему не привели. Вероятность того, что давление на РФ снизится лишь потому, что в Кремле согласятся на переговоры, крайне мала.

А в случае, если российские власти будут настаивать на смене режима на Украине, можно прогнозировать новый пакет санкций даже в том случае, когда будут прекращены боевые действия.

К тому же не стоит забывать, как вели переговоры украинские представители все восемь лет после того, как были достигнуты Минские договоренности в 2014 году. И что из этого вышло тоже важно помнить… Поэтому переговоры, несомненно, нужны, но только в случае полного прекращения огня со стороны ВСУ и нацбатов по всем направлениям. И желательно – под пристальным присмотром российской армии. А это – во всяком случае, сейчас – не представляется возможным.

По всей видимости, в Кремле осознают, что переговоры с Киевом вряд ли позволят быстро решит все накопившиеся вопросы. Иначе они проходили бы на более высоком уровне, чем всего лишь на уровне представителей Министерства обороны, МИДа и Администрации президента.

Более того, сегодня нет никаких реальных доказательств того, что в Киеве всерьез готовы сесть за стол и начать договариваться. Во всяком случае, обстрелы гражданского населения ВСУ продолжают...

К тому же, еще одна цель российской операции – привлечение к ответственности всех виновных в убийствах мирных жителей, в том числе и значительную часть правящих сегодня политиков «незалежной». А эта задача непременно должна быть выполнена.