Несмотря на давление, Индия не собирается отказываться от стратегических отношений с Россией.
В последние дни медийное пространство изобилует комментариями по поводу достижений американской дипломатии в деле давления на Индию. Что верно – то верно: это навязчивое давление не прекращается с момента начала российской спецоперации на Украине. США по-прежнему считают себя вправе учить всех и вся, как жить. Правда, в отношении Индии это делается несколько деликатнее, чтобы не спугнуть вторую по численности населения страну мира, где сильны антиамериканские настроения.
Вслед за недавними визитами спецпосланников Белого дома в Дели последовала встреча в формате 2+2 в Вашингтоне. Говоря пропагандистским языком, «вашингтонский обком пригласил на ковер министров иностранных дел и обороны Индии для разбора полетов». На самом же деле это была довольно обычная встреча, которую американцы, конечно же, не преминули использовать для того, чтобы в очередной раз попытаться склонить индийцев «занять правильную сторону истории» и осложнить индийско-российский диалог.
В ведущейся информационной войне все методы хороши. И вот с подачи информагентства Рейтер (играющего, понятно, на чьей стороне) по миру покатилась мутная волна: якобы Индия отказывается от закупки российской нефти и чуть ли не предала российско-индийские отношения стратегического партнерства. Любопытно, что эти оценки подхватили и российские СМИ. И дело даже не в том, что эти заключения появились в изданиях с традиционно либеральной точкой зрения, а в том, что они олицетворяют пропагандистско-упрощенческий подход.
Так что же на самом деле произошло? Во-первых, следует заметить, что встречи в формате 2+2 проходят с 2019 года, когда американцы вдруг особо озаботились укреплением связей с Индией. Но эти посиделки никак не отразились на российско-индийских отношениях, о чем свидетельствуют не только последние российско-индийские контакты (в том числе недавний визит министра иностранных дел Сергея Лаврова в Дели), но и углубляющееся экономическое взаимодействие. Россия обеспечивает до 80 процентов всех потребностей Индии в вооружении. Причем Москва помогала Дели и тогда, когда Вашингтон от этого отказался. Индийские официальные лица прямо об этом говорят своим американским коллегам и те не отрицают, но обещают исправиться, суля оружие не хуже российского. В Дели прагматично не отказываются, но традиционно следуют поговорке «старый друг лучше новых двух».
Однако вернемся к встрече в Вашингтоне. Западная пресса упирает на то, что там обе стороны «призвали к скорейшему прекращению военных действий на Украине», «министры осудили гибель мирных жителей» (цитаты из коммюнике). Так что с того? Под этим подписался бы любой здравомыслящий человек, тем более министр. Кто ж будет выступать за продолжение кровопролития? Российские официальные лица регулярно призывают положить этому конец, но прежде надо решить основополагающие вопросы безопасности. Суть этой взаимосвязи в Дели хорошо понимают.
Идем дальше. США и Индия – за мир, основанный на принципах Устава ООН и уважении международного права, говорится в вашингтонском коммюнике. Так кто против этого выступает, особенно на словах? Только вот этот Устав давным-давно попран западными странами во главе с США. И в Индии это хорошо знают. В общем, это такая дипломатия параллельных смыслов. Каждый понимает сказанное по-своему, но вида не подает.
Очевидно, что Вашингтону в нынешней ситуации позарез нужно показать свое могущество, представить дело так, что его усилия на индийском направлении не напрасны. Вот Рейтер и выдает отказ одной индийской компании закупать фьючерсы на российскую нефть как победу американской дипломатии, отвратившей Дели от российских углеводородов, а заодно и от стратегических связей с Москвой, которым десятилетия. Этот успех, достигнутый разве что в области информационной войны, должен по замыслу вашингтонских стратегов оказать впечатление. Если не на Москву, Пекин, Бразилиа, то хотя бы на те страны, которые не голосовали за антироссийскую резолюцию в ООН или еще не «выбрали правильную сторону истории».
На самом деле все гораздо сложнее. Решение не покупать конкретную бочку нефти по конкретной цене еще ничего не значит. Выдавать это за успех – большое преувеличение. Сейчас не купили – завтра купят, тихо, без шума в прессе. К тому же тут надо разбираться с качеством нефти, содержанием в ней серы и так далее. Индия обеспечивает свои нефтяные потребности на 80 процентов за счет импорта. Эта прагматичная страна не откажется от интересных предложений, откуда бы они ни поступали. Вот почему на призыв Вашингтона хотя бы не увеличивать закупки российской нефти министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар заявил, что США следует с этим обратиться к их западноевропейским союзникам, которые на 20-30 процентов, а то и больше зависят от российского «черного золота». В индийском же нефтяном импорте российская часть составляет лишь 1 процент. Пока…
Шеф индийской дипломатии на пресс-конференции в Вашингтоне так сформулировал отношение к закупкам российских углеводородов: «Они необходимы для энергетической безопасности страны». И точка. А когда его ненавязчиво спросили, не стоит ли Индии меньше полагаться на Россию в экономическом и военном отношении, он ответил: «Мы делаем собственные выводы и оценки. И у нас имеется понимание того, что отвечает нашим интересам».
Хотя эти слова есть в публичном доступе, Рейтер и иже с ним их игнорируют. Кстати, это не просто слова. Дели им следовал и когда бывший президент Трамп требовал, чтобы Индия отказалась от покупки российских ЗРК «С-400», и когда убеждал прекратить импорт иранской нефти. Все без толку. Вот и сейчас, судя по комментариям высокопоставленных чиновников американской администрации, давление на Дели по большому счету не принесло ощутимого результата. Не помогла ни встреча 2+2, ни даже онлайн переговоры президента Байдена и премьер-министра Индии Моди. Байден разочарованно признался: «Мы продолжаем с Дели тесные консультации относительно того, как справиться с дестабилизирующим воздействием России на Украине». Тут у Дели есть иные формулировки, и американцы их прекрасно знают, но предпочитают не цитировать.
Разумеется, Вашингтон будет и дальше пытаться склонить Дели на свою сторону и насолить Москве, суля «золотые горы». Министр обороны США Остин пообещал индийцам помощь в модернизации вооруженных сил, сотрудничество в области космоса, кибербезопасности и прочее, и прочее. Эстафету давления на Индию принимает английский премьер Джонсон, надеясь использовать авторитет страны-метрополии. Но, как мы помним, недавние усилия его эпатажного министра иностранных дел результата не дали. Индия продолжает упорно следовать своим национальным интересам, не втягиваясь в антироссийские игры Запада. Это вам не микроскопические вассалы США в Европе типа Эстонии и Литвы. Выражаясь фигурально, в какую бы позу не встал Запад, он все равно не станет гуру, не проникнет в суть индийской йоги.
Опрошенные автором российские индологи, работавшие в этой стране и занимающиеся регионом десятки лет, едины в оценке: Дели не убоится американских окриков и будет следовать своим интересам. Там не станут отказываться от того, чтобы сэкономить на импорте нефти (получив, разумеется, выгодное предложение от Москвы) и продать с выгодой то, что нам необходимо. Индия очень прагматично подходит к выстраиванию внешних связей, поэтому Россия и находится среди ведущих партнеров этой страны. Да, США являются важнейшим торговым партнером Индии. Но Вашингтон при всем желании не сможет предложить Индии и дешевую нефть, и дешевое, но высококачественное оружие. К тому же с уходом западных компаний российский рынок становится крайне привлекательным для индийского бизнеса.
Есть и ряд политических факторов. Например, в отличие от США, Россия не учит Индию, как соблюдать права человека и строить свою политическую систему. Империалистические амбиции Вашингтона давно вызывают раздражение, в том числе, в руководстве правящей в Индии правонационалистической Бхаратия джаната парти, которую американцы критикуют за якобы притеснения мусульман.
Уже после индийско-американских переговоров, в ходе празднования 75-летия установления дипотношений с Россией, государственный министр иностранных дел Индии Велламвелли Муралидхаран заявил: «Развитие индийско-российских отношений остается одним из первоочередных приоритетов внешней политики Индии. Наши двусторонние отношения являются одними из самых стабильных в мире. Они основаны на взаимном доверии и дружбе между народами наших стран и на многолетней истории сотрудничества во всех сферах». «Россия давний и проверенный временем партнер Индии».
Что-то очень похожее на китайское отношение к России. И четкое формулирование перспектив российско-индийских связей. Выясняется, что в мире есть кое-что поважнее бочек с нефтью и даже оружия. Но об этом Рейтер предпочитает умалчивать.
Автор: Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»
Фото: realtribune.ru