В США и в Евросоюзе на официальном уровне забеспокоились, что КНР может превзойти их технологически
Об этом свидетельствуют два расследования, одновременно затеянных в Вашингтоне и в Брюсселе. Американцы изучают, как в условиях санкций китайцы смогли создать собственный микрочип размером семь нанометров. А европейцы хотят докопаться до причин продвинутости и при этом дешевизны китайских электромобилей, захватывающих рынки Европы.
В Совете национальной безопасности США официально подтвердили, что собирают информацию о только что появившемся на рынке новом китайском смартфоне Huawei Mate 60 Pro, который оснащен чипом Kirin 9000s размером семь нанометров, произведенным китайской же компанией SMIC.
В американской администрации не зря бьют тревогу. Ведь это может означать, что введенные санкции, которые вряд ли понравились американским компаниям, потерявшим китайский рынок, не работают. Следовательно, эта история бросает тень на хваленую политику «сдерживания Китая», проводимую президентом Байденом. Да еще в преддверии президентских выборов! Символично, что первые продажи Huawei Mate 60 Pro удивительным образом совпали с визитом в КНР министра торговли США. Миссис Раймондо, конечно, было не до смартфонов. Она с энтузиазмом посещала китайские рестораны. Но компетентные работники посольства США новинку оценили и доложили о ней куда следует.
Huawei Mate 60 Pro. Фото: Costfoto / NurPhoto / Getty Images
Любопытно, что обычно устраивающие патриотическое и коммерческое шоу при выпуске подобных новинок китайские СМИ, на этот раз отреагировали сдержанно. Они как бы показывали: это теперь для нас обычное дело, никаких сенсаций.
Впрочем, возможно, Совет национальной безопасности США слегка лукавит, признаваясь в том, что он, мягко говоря, прозевал китайский технологический рывок. В прошлом году две американские коммерческие компании сообщили, что в приобретенном в КНР оборудовании ими были обнаружены микрочипы китайского производства размером семь нанометров. Есть сообщения о создании в Китае секретных производств в сфере электроники для обхода американских санкций. Американские же специалисты по Китаю предупреждают, что китайцы уже давно не зависят от американских корпораций, и санкции нельзя считать действенной мерой. Трудно представить, чтобы американские компетентные органы не были в курсе всего этого. Просто вот так взять и признаться в проигрыше в Штатах не могут.
Еще большая головная боль появилась у чиновников Еврокомиссии: китайские электромобили, совсем недавно появившиеся в Европе, угрожают вытеснить оттуда местных производителей.
«Потоп» или «наводнение» на автомобильном рынке ЕС из-за избытка китайских электрокаров предрекла Урсула фон дер Ляйен. Как выразилась глава Еврокомиссии, дешевые марки из КНР уже «наводняют» мировой рынок, поскольку цена китайских моделей якобы «искусственно занижена за счет огромных госсубсидий». Дело дошло до того, что Еврокомиссия решила пойти на нерыночные методы защиты и в течение года оценить необходимость резкого повышения пошлин на китайские электромобили. А пока что Брюссель затеял антидемпинговое расследование в попытке доказать, что европейцы выбирают китайские электрокары не потому, что они современные и технологичные, а потому что они якобы искусственно дешевле фольксвагенов и BMW. Не исключено, что европейские чиновники действуют под впечатлением недавнего доклада европейских автомобильных ассоциаций о развитии автомобильного рынка в Европе. Где было сказано, что у европейцев есть всего два года для того, чтобы перестроиться и не проиграть вчистую конкуренцию китайским производителям.
Реакция с китайской стороны не заставила себя ждать. Как пишет Reuters, Торговая палата Китая в ЕС «очень обеспокоена» планами Брюсселя и выступает против запуска расследования. В Пекине настаивают, что конкурентоспособность китайских электромобилей не связана с госсубсидиями, и призывают Еврокомиссию объективно оценить ситуацию.
Китайские машины, идущие на экспорт. Фото: Xinhua
Информационные агентства называют обсуждаемые барьеры «самым острым» экономическим столкновением Брюсселя и Пекина со времен расследования ЕС в отношении китайских солнечных панелей, которое чуть не спровоцировало торговую войну. Bloomberg пишет об «эскалации напряженности» между Евросоюзом и КНР и не исключает китайского «возмездия», крайне болезненного для европейских автогигантов.
В ответ на какие-либо меры со стороны Европы в Китае легко могут ограничить деятельность европейских автомобильных компаний. И это резко ускорит выдавливание их с китайского внутреннего рынка (крупнейшего в мире), которое ныне происходит в результате конкуренции с китайскими производителями.
И дело тут вовсе не в госсубсидиях, а в том, что китайцы с помощью тех же западных компаний освоили все самые современные автотехнологии и сейчас превзошли учителей.
Их машины построены на собственных технологических платформах, которые позволяют быстрее создавать новые продвинутые модели, закладывать в них перспективные разработки. Конструкторские и производственные процессы автоматизированы. Китайские автозаводы гораздо шире, чем европейские, роботизированы, также, как и китайские морские порты и железнодорожные терминалы. Собственно, об этом давно говорят знающие Китай специалисты и в США, и в Европе. Только к ним там не принято прислушиваться.
О проигрыше европейцев говорит хотя бы такой факт. Не так давно Volkswagen подписал с одной из китайских компаний контракт о совместной разработке автомобиля, как гаджета, на новых принципах управления. Стоимость контракта €700 млн.
То есть крупнейшая европейская автокомпания, чтобы не отстать в гонке, идет на поклон к китайцам, поскольку у нее не хватает компетенций для новой разработки. А у китайцев они есть.
Обеспокоенность европейских чиновников вполне понятна. ЕС проигрывает в самой чувствительной для них сфере — переходе на новые источники энергии и отказе от углеводородного топлива. Уже сейчас китайские электромобили продаются в Европе по цене в среднем ниже на 20%, чем предлагают местные производители. Причем это самые современные разработки.
Китай в нынешнем году стал крупнейшим в мире экспортером автомобилей, за год он продаст за рубеж свыше 4 млн авто. С учетом поставленной Китаем цели — нарастить экспорт до 8 млн единиц к 2030 году — может статься, что европейцы и американцы проиграют не только в сегменте электрокаров, а и по продажам авто с ДВС. Тогда Западу придется потесниться не только на европейском, а и на мировом рынке.
То же может случиться и с производством микрочипов, когда в полной мере принесут плоды многочисленные и масштабные меры поддержки электронной промышленности, которые принимали власти КНР в ответ на американские санкции. Политика «сдерживания» в очередной раз ударит по ее разработчикам.