Франция и Германия придумали, как должен будет выглядеть современный ЕС и что именно надо поменять.
Двенадцать политологов — французских и немецких, по шесть с каждой стороны — закончили колоссальный аналитический труд под названием «Плавание в открытом море. Реформы и расширение Евросоюза». По заказу правительств Германии и Франции они провели экспертную оценку состояния ЕС, переговорили со всеми заинтересованными сторонами и представили свои выводы и предложения. Документ был разослан министрам иностранных дел Союза.
Зачем понадобилась эта работа? Затем, что стало понятно: в таком виде ЕС превращается в Тяни-толкая, только не о двух головах, а о двадцати семи. Ладно, если членов Союза 6-9-12. Собственно, 27 тоже хорошо, но машина становится неповоротливой и, как следствие, малоэффективной. А там ведь еще люди просятся. В августе Шарль Мишель, председатель Европейского совета, назвал расширение «вызовом, к которому надо быть готовым». А в графике оно стоит на 2030 год, то есть на завтра.
Эксперты пришли к выводу, что Евросоюз в его нынешнем виде не может обрести новых членов. Принятие главных стратегических решений и без них довольно сложный процесс. Принцип единогласия тормозит все, а со временем просто парализует работу.
По сути, каждое государство наделено правом вето и, к примеру, применяет его при голосовании по одному вопросу, чтобы выторговать себе преференции в других областях. Этим, в частности, не раз пользовалась Венгрия, блокируя принципиальные решения по мигрантам, хотя напрямую ее они не касались.
Идея поколебать устои, принятые в конце 50-х годов прошлого века, созрела уже давно. В мае 2022 года на Конференции о будущем Европы Эммануэль Макрон предложил идею «дифференциации» или, как ее окрестили, «Европы разных скоростей». Ее политологи-эксперты взяли за основу своих предложений. Их четыре, во всяком случае основных.
Долой единогласие. Все решения Евросоюза должны будут приниматься квалифицированным большинством. Например, если за него проголосовали 60% стран, представляющих совокупно 60% населения Союза. Но при этом будут учтены интересы малых и средних стран, голосам которых будет дано больше веса. В докладе указывается, что решения должны будут дублироваться голосованием в Европарламенте. Сейчас такая процедура существует для самых важных резолюций.
Закон превыше всего. Авторы посоветовали упростить процедуру, позволяющую просто лишать права голоса страну, не соответствующую понятиям о «фундаментальных ценностях» Евросоюза. В принципе, это уже записано в седьмой статье Маастрихтского договора, но по факту она никогда не применялась именно из-за сложности этого самого применения.
«Наличие правового государства не обсуждается, если страна хочет состоять в ЕС, — говорит директор лионского Центра европейских исследований Гаэль Марти, участвовавшая в работе над документом. — Пересекая любую границу, наши граждане должны быть уверены, что в этой стране с законом все обстоит так же, как и в других. И чтобы международный ордер на арест действовал повсюду, правосудие в каждой стране должно быть независимым».
Рост бюджета делим на всех. Выпуск облигаций тоже станет доступен всем, но этот момент, кажется, будет обсуждаться довольно бурно. Бюджет Евросоюза предлагается принимать на пять лет вместо семи.
Архитектура ЕС меняется. Это та самая идея «Европы разных скоростей». Теперь главной геометрической фигурой станет круг. В центральном расположатся несколько стран — безусловных сторонниц европейской интеграции. Потом идет более широкий круг, включающий в себя, грубо говоря, весь остальной Евросоюз. У этих государств то и дело возникают вопросы к устройству ЕС, но они, тем не менее, подчиняются правилам. В круге третьем — страны, которые условно можно назвать участницами экономического «общего рынка», но не вошедшими в политический союз. Это как бы «ассоциированные члены» ЕС. Самые яркие примеры — Норвегия и Швейцария.
И, кстати, в будущем, может быть и Великобритания. Макрон озвучил эту идею лидеру британской оппозиции Киру Стармеру, который посетил Париж как раз в день презентации доклада. Лейбористы хотели бы иметь с Евросоюзом более плотные отношения, а в случае их победы на всеобщих выборах, пообещал Стармер, Британия непременно воспользуется такой возможностью
Рабочее название четвертого уровня или круга — «Политическое европейское сообщество». Это страны, которые хотят (или не хотят) вступить в союз, находятся на стадии партнерства, но безусловно «разделяют политические ценности Евросоюза». ПЕС — совместная инициатива Франции и Швейцарии. Предполагается, что на этом форуме будет координироваться в основном внешняя политика государств.
Сейчас восемь стран ждут своей очереди на вступление в ЕС. Шесть из них, называемые в ЕС Западными Балканами, — Черногория, Северная Македония, Босния-Герцеговина, Сербия и Косово уже, как говорится, давно сидят в передней и наблюдают, как мимо по ускоренной процедуре, то есть без очереди, проходят Украина и Молдова.
Косово, как известно, признается не всеми странами ЕС, но зато там официально с 2002 года ходит евро. О Турции и Грузии речи в докладе не идет. Северная Македония, Сербия и Босния-Герцеговина, по мнению экспертов, должны еще поработать на предмет соответствия тем самым «фундаментальным ценностям» Евросоюза.
В начале октября в испанской Гренаде откроется заседание Европейского совета — высшего политического органа ЕС, где начнется первое обсуждение доклада. Второй подход намечен на декабрь, уже на саммите ЕС в Брюсселе.