МВФ или БРИКС? Вопрос на миллиард долларов

Аргентина ищет выход из перманентного валютного и инфляционного кризиса. 

Как российские олигархи не хранили свои капиталы в рублях, так и аргентинцы не любят национальную валюту, вкладывая свои сбережения в доллары, держат «зелень» «под матрасами» на «черный день» или открывают счета в иностранных банках. Экономист Эмилио Окампо утверждает, что за границей на депозиты аргентинцев положено более $200 млрд.

Практически все сделки аргентинцы совершают в «американских президентах», а владельцы магазинов предоставляют щедрую скидку любому, готовому расплатиться валютой. Газеты и телеканалы ежеминутно следят за обменными курсами. Улицы центра Буэнос-Айреса заполнены менялами, предлагающими обмен по курсу черного рынка любому, кто хочет обменять свои доллары на песо. А тиктокеры и ютуберы публикуют видео о том, как «отбеливать» долларовые купюры, чтобы они оставались чистыми и хрустящими.

Годовая инфляция составляет 104%, и аргентинцы пытаются пересидеть это, храня свои сбережения в долларах США и даже в криптовалюте. В то время как официальный обменный курс составляет 222 песо за доллар, неофициальный курс «черного доллара» за последние дни вырос до 500 песо. Для сравнения: в 2014 году при президенте Кристине Киршнер официальный курс составлял 8 песо за доллар, а неофициальный колебался в районе 12-14 песо.

Меньше чем за месяц до президентских выборов один из победителей праймериз правый либертарианец Хавьер Милей раздул пламя недовольства: призвал «сжечь» Центральный банк и заменить песо на американский доллар.

Хавьер Милей. Фото: AP

Причем, и в этом некий парадокс, — политики и почти 60% аргентинцев в опросах общественного мнения не согласны с ним.


«Аргентина не в состоянии провести [полную] долларизацию, потому что для этого требуются долларовые резервы Центрального банка, которых у нее нет, — считает экономист и исследователь Университета Буэнос-Айреса Хулиан Зикари. — Это очень радикальная и отчаянная мера, предложенная фанатиками, которые думают, что лучше всего все взорвать».


Аргентина переживает худший экономический кризис со времен депрессии последнего десятилетия ХХ века, когда была предпринята неудачная попытка установить привязку к доллару, которую она в конечном итоге не смогла отстоять. Это привело к одному из худших экономических крахов в истории страны и полушария и последующему политическому кризису.

Сегодня экономические потрясения в Аргентине достигли отчаянного уровня в результате долгового рабства у Международного валютного фонда (МВФ), отсутствия доступа к долларам и разрушительной засухи, которая обвалила земледелие и животноводство страны, что нанесло ущерб важнейшему экспорту сельскохозяйственной продукции.

В 2018 году МВФ предоставил рекордные $57 млрд праворадикальной администрации тогдашнего президента Маурисио Макри. Но вместо того, чтобы восстанавливать разрушающуюся инфраструктуру Аргентины, эти деньги были в основном использованы для финансирования бегства капитала.

В результате аргентинцы поменяли правого радикала Макри на перониста Альберто Фернандеса (перонизм — националистическое движение Аргентины, в котором уживаются левые и правые, и даже ультралевые и ультраправые). Но Вашингтон через МВФ и Всемирный банк обложил Каса Росада (официальная резиденция президента Аргентины, расположенная в центре Буэнос-Айреса на восточной стороне площади Пласа-де-Майо) так, что не вздохнуть, не выдохнуть от внешнего долга.

Перонистскому правительству удалось в 2022 году пересмотреть условия кредита и договориться о 30-месячной кредитной программе МВФ в размере $44 млрд. В результате внешний долг страны сократился с $276472,97 млн в четвертом квартале 2022 года до $275093,37 млн в первом квартале 2023 года, согласно веб-сайту статистики Trading Economics. Но это никак не улучшило положение страны.

Аргентинцы протестуют против экономических мер экс-президента Маурисио Макри, 2019 год. Фото: Agustin Marcarian / Reuters

Меж тем Милей связался с представителями МВФ, чтобы прозондировать почву и объяснить свои экономические предложения для базирующегося на рекомендациях фонда выхода из кризиса страны. Во время виртуальной встречи, которая длилась чуть более часа, Милей и члены его экономической команды заверили чиновников МВФ, что у них нет намерения прекращать платежи или объявлять дефолт по какому-либо из долгов страны.

Они также упомянули о своих целях открыть экономику, модернизировать трудовое законодательство, сократить расходы путем глубоких реформ государства и «денежной реформы, которая положит конец Центральному банку», среди прочего, чтобы заполучить в лице могущественного финансового фонда лоббиста на предстоящих выборах.

Не остался в стороне от поиска выхода из сложившейся ситуации и занявший третье место на праймериз кандидат в президенты от проправительственного альянса «Союз ради родины» — нынешний министр экономики Аргентины Серхио Масса.

Серхио Масса. Фото: Reuters

Нехватка долларов в международных резервах ее центрального банка вынудила его принять беспрецедентное решение: выполнить платежное обязательство перед МВФ в китайских юанях на сумму, эквивалентную одному миллиарду долларов, при этом еще $1,7 млрд были выплачены в виде специальных прав заимствования, которые считаются валютой МВФ, поскольку являются резервным активом, состоящим из корзины основных мировых валют.

В этом году Аргентина и МВФ пересмотрели условия погашения кредита, чтобы предотвратить дефолт Аргентины. К этому добавилась растущая напряженность на финансовом рынке, которая вынудила Центральный банк Аргентины ввести дополнительный валютный контроль в мае 2023 года.

Иными словами, монетаристская политика Международного валютного фонда и Всемирного банка привели Аргентину к отчаянному шагу — вступлению в БРИКС, отходу от экономического порядка, возглавляемого США, и дедолларизации. Означает ли это появление альтернативы выхода Аргентины, в частности, и стран Глобального Юга, в целом, из финансовой кабалы Глобального Севера?


«БРИКС способен пересмотреть отношение Аргентины к долгам», — считает профессор аргентинского Национального университета Росарио Хулио Гамбина. «Его инвестиции могли бы позволить стране построить общественную экономику, в которой приоритет отдается потребностям людей и семей, а не транснациональных компаний. Но это все еще в теории», — сказал он.


Возможно, наиболее привлекательным преимуществом, к которому стремится Аргентина в связи с этим новым членством, является доступ к кредитным линиям от Нового банка развития (НБР) БРИКС, которые представляют собой альтернативу существующим кредитам, предоставляемым МВФ. Тогда можно было бы ожидать, что Аргентина будет рассматривать НБР в качестве дополнительного источника финансирования для решения своих проблем.

В целом, членство Аргентины в БРИКС может ознаменовать начало новых условий для иностранных инвестиций и международной торговли. И в этом отношении стать, наравне с Бразилией, маяком для других стран ЛАК, оказавшихся в подобной же ситуации, созданной многолетней политикой США.

Нынешний президент Аргентины Альберто Анхель Фернандес сообщил, что членство в БРИКС откроет новые рынки, облегчит приток инвестиций и увеличит экспорт государства. 24 августа 2023 года на 15-м саммите БРИКС в Южно-Африканской Республике публично объявлено вступление Аргентинской Республики в БРИКС с 1 января 2024 года.

Однако за несколько дней до саммита БРИКС в Аргентине прошли праймериз. Сторонник долларизации экономики Хавьер Милеи занял первое место. На втором месте — кандидат от оппозиционной правой коалиции «Вместе за перемены» экс-министр безопасности Аргентины Патрисия Буллрич, которая выступает за отмену валютного контроля.

И оба кандидата — против вступления Аргентины в БРИКС. Проправительственный сторонник БРИКС министр экономики Аргентины Серхио Масса — на третьем.

Аргентина проведет президентские выборы 22 октября, возможный второй тур запланирован на 19 ноября, а инаугурация нового главы государства состоится в декабре, и ему придется быстро решить, принимать или отклонить приглашение группы БРИКС.

И от этого зависит дальнейшая судьба второй по величине страны Южной Америки.