Железная дорога с материка на Тайвань? Почему бы нет?

Пекин продолжает усилия по экономической интеграции острова и держит курс на мирное объединение

Во время торжественного собрания, посвященного 74-й годовщине образования Китайской Народной Республики, председатель КНР Си Цзиньпин уделил особое внимание тайваньскому вопросу, заявив, что воссоединение материкового Китая и Тайваня — это «историческая неизбежность, которой никакая сила не сможет воспрепятствовать».


«Мы должны отстаивать принцип единого Китая и Консенсус 1992 года, стимулировать мирное развитие отношений между двумя берегами Тайваньского пролива, продвигать интегрированное развитие двух берегов пролива, защищать основные интересы китайской нации и улучшать благосостояние соотечественников по обе стороны пролива. Достижение полного воссоединения Родины — это общее стремление народа, веяние эпохи», — в довольно миролюбивых выражениях высказался китайский лидер о путях воссоединения острова с материком.


К празднику в Тайваньском проливе, в его части, примыкающей к материку, была запущена суперсовременная высокоскоростная железная дорога.

Высокоскоростная железная дорога через море, соединяющая Фуцзянь и Сямынь. Фото: агентство «Синьхуа»

Да, да. Здесь нет ошибки, 20 километров магистрали, которая соединяет прибрежную китайскую провинцию Фуцзянь с бывшей португальской колонией Сямынь, буквально парит над волнами. При этом поезда летят по ней с привычной для китайских ВСМ скоростью 300-350 километров в час (для сравнения: длина железнодорожной части Крымского моста 18 км).

Китай словно говорит тайваньцам: посмотрите, какие перспективы открываются в случае объединения с материком. Высокоскоростная железная дорога материковый Китай — остров Тайвань вполне может стать реальностью, для этого не хватает только желания властей мятежной провинции. КНР обладает всеми возможностями для строительства ВСМ через Тайваньский пролив, сообщила не так давно гонконгская газета South China Morning Post (SCMP) со ссылкой на заявление заместителя главы Государственного комитета по развитию и реформам КНР Цун Ляна.


«Мы должны работать вместе, чтобы реализовать мечту людей с обеих сторон о пересечении Тайваньского пролива на скоростном поезде в ближайшее время», — цитирует SCMP слова Цун Ляна.


Как говорит Цун Лян, железная дорога между материком и островом поможет тайваньским товарам попадать на рынки Евразии, при этом развивая китайскую экономическую инициативу «Один пояс, один путь». И он знает, о чем говорит. Хотя дорога по морю длиной как минимум 250 километров в голове не укладывается.

На прошлой неделе Центральный комитет КПК и Государственный совет КНР совместно опубликовали план по углублению интеграции с Тайванем через самую близкую к нему провинцию Фуцзянь. В директиве, состоящей из 21 пункта, говорится о превращении китайской провинции в «демонстрационную зону» для граждан и компаний, которые решат переехать с острова на материк.

Впрочем, и сейчас транспорт (паромный и авиационный) курсирует между островом и материком регулярно. Китай остается главным торговым партнером Тайваня. Двусторонняя торговля занимает около 30% всего внешнего товарооборота острова (с США — вдвое меньше). Ширятся гуманитарные связи.

На этом фоне западные телеканалы усиленно крутят ролики флешмоба в столице Тайваня Тайбэе. Группа экзальтированных тайваньцев глумится над китайским флагом и символами. Говорят они по-английски, а на их плакатах слоган: «Мы — не китайцы». Эти конкретные жители острова, может, в угоду западным телевизионщикам, уже перестали чувствовать себя китайцами. Чего нельзя сказать об остальных 23 млн граждан Тайваня, большая часть из которых хоть и говорит на южнокитайском диалекте, но пишет все теми же иероглифами, которые объединили Китай еще во времена великого императора Цинь Шихуана.

Митингующие на Тайване. Надпись на плакате: «Скажи нет Китаю, скажи да Тайваню». Фото: EPA-EFE

Вот на них-то и нацелена политика мирной интеграции Пекина. А для ориентированных на Вашингтон и другие западные столицы нынешних руководителях Тайваня в лице правящей на острове Демократической прогрессивной партии (ДПП) в китайской конституции есть специальные разделы, которые посвящены силовым вариантам решения тайваньской проблемы. И связаны они исключительно с провозглашением независимости острова и вмешательством третьих сил. Об этих вариантах знает, вероятно, определенная политизированная часть населения Тайваня, которая про себя, наверное, сравнивает мирные перспективы объединения острова и материка с войной в результате несговорчивости тайваньских политиков, тоже не считающих себя китайцами.

Впрочем, на Тайване не все такие. Потомки сбежавших на остров лидеров Гоминьдана куда более прагматично смотрят на вещи. Стоит ли разрушать остров, а также устоявшийся экономический и человеческий симбиоз с материком в угоду эфемерным «демократическим ценностям», которые им продает Запад в нагрузку к горам оружия?

Многие в Тайбэе понимают, что в Вашингтоне спят и видят военное сдерживание Китая и войну до последнего тайваньца по примеру России и Украины.

И эти силы вполне могут прийти к власти в результате президентских выборов на Тайване в январе 2024 года. Не исключено, что Пекин уже кулуарно договорился с некоторыми представителями Гоминьдана о перспективах взаимоотношений и о будущем острова. Благо, Китай располагает неограниченными финансовыми возможностями для мирного решения тайваньского вопроса. И тут речь может идти уже не только о высокоскоростной железной дороге с материка на остров...

Не потому ли еще Вашингтон в последнее время сбился с ног, ища подходы к официальному Пекину? Визиты высокопоставленных американцев в Китай следуют один за другим. Но вот уже американская The Wall Street Journal написала, что стороны обсуждают поездку в Вашингтон главного помощника Си Цзиньпина по экономической политике, вице-премьера Хэ Лифэна. Также якобы планируется визит в США министра иностранных дел КНР Ван И. Не исключено, как пишет газета, что за этой дипломатической активностью стоит подготовка к саммиту председателя КНР и президента США. Байден, как известно, об этой встрече давно мечтает и даже выражал сожаление, что Си не поехал на встречу лидеров G20 в Индию. Мол, договаривались же хотя бы на полях поболтать о том, о сем. Си не очень горит ответным желанием, и главным камнем преткновения является именно лицемерная политика Вашингтона по тайваньскому вопросу, сочетающая официальные заявления об «одном Китае» с поставками на Тайвань оружия и подогреванием сепаратистских настроений у тамошних политиков.

Однако из Пекина тоже в последнее время слышны позитивные сигналы. По словам американских чиновников, именно Китай способствовал возвращению в США американского солдата, содержавшегося под стражей в Северной Корее. А 19 сентября СМИ КНР опубликовали письмо Си Цзиньпина двум ветеранам американских ВВС — «Летающих тигров», которые сражались в небе Китая во время Второй мировой войны. Есть в этом письме и пассаж про «глубокую дружбу» Китая и США, сложившуюся в ходе их борьбы против Японии.

Прагматичный Пекин предлагает официальному Вашингтону (как и Тайбэю) отбросить бредовую идею о разыгрывании тайваньской карты по типу украинской и не рисковать всем комплексом двусторонних отношений. Торговать лучше, чем воевать.

Конечно же, американцы в этом торге потребуют что-то взамен. В этой партии Китай ведет сложную и многоходовую игру. Но не исключено, что в преддверии выборов на Тайване и, главное, в США, ситуация вокруг мятежного острова может сильно измениться. И почти фантастический проект ВСМ через пролив станет реальностью.