Смогут ли многонациональные миротворческие силы под руководством Кении защитить Гаити от преступных банд?
Если вопросы о поставках смертоносного оружия Украине и санкций против России коллективным Западом решаются на удивление быстро, то помощь государствам так называемого третьего мира, реально нуждающимся в помощи, может ждать, и ждать, и ждать...
Год назад премьер-министр Гаити Ариэль Генри впервые обратился в ООН с просьбой «направить миротворческие силы ООН для спасения населения от разбушевавшейся преступности». США, неоднократно вторгавшиеся в эту страну, делящую остров Эспаньола с Доминиканской Республикой, попытались переложить ответственность на Канаду, которая также отказалась посылать своих солдат на Гаити. Вашингтону и Оттаве понадобился год, чтобы уговорить Кению возглавить «миротворческую миссию» на Гаити. Дескать, чернокожим легче решать проблемы чернокожих.
Пока шли переговоры, одна только банда «G9 и семья», возглавляемая бывшим полицейским Джимми Черизье по прозвищу «Барбекю», захватила контроль над ключевым топливным терминалом в столице Гаити Порт-о-Пренсе, парализовала страну и перекрыла населению доступ к воде, топливу и товарам первой необходимости.
Джимми Черизье. Фото: Matias Delacroix / AP
Беззаконие и преступность поразили обширные районы западной и центральной части Гаити, где «бродячие бандиты» захватывают деревни и города, грабят, насилуют и убивают жителей, а их лачуги сжигают.
Согласно официальной статистике ООН, с 1 января по 15 августа этого года на Гаити убито около 3000 человек, более 900 ранено и 1472 — похищены с целью получения выкупа, еще 200 с лишним тысяч человек лишились крыши над головой — бандиты их просто выгнали с насиженных мест. Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш заявил в своем докладе Совету Безопасности ООН, что почти 30 000 человек были вынуждены бежать с острова. Бегут в США, где их фильтруют и зачастую отправляют обратно на расправу бандитам.
К продолжающемуся разгулу преступности добавились линчеватели из «Движения бдительности против банд», известного как Bwa Kale. Вооруженные мачете жители перешли к самообороне. Они отлавливают бандитов и публично сжигают их — по законам суда Линча.
Национальная полиция Гаити попыталась было провести несколько операций против банд, но потерпела полное поражение. Да и что могут сделать 10 000 слабо обученных и вооруженных полицейских в стране с населением в более чем 11 млн человек, запуганных и затерроризированных наркопреступниками.
После того, как госдепартаменту США удалось-таки убедить Кению взять на себя руководство «миротворческой миссией» на Гаити, появилась резолюция, подготовленная Соединенными Штатами и Эквадором и одобренная 13 голосами членов Совбеза ООН при двух воздержавшихся — России и Китая. Резолюция разрешает развертывание сил под командованием Кении на один год с продлением через девять месяцев. При этом ООН отказалась от финансирования миссии, переложив это на счет «добровольных взносов». Пока известно, что только США пообещали выделить до $200 млн. Но обещать еще не значит сдержать слово.
План Кении предусматривает развертывание 1000 кенийских полицейских и нескольких сотен офицеров или солдат из Ямайки, Багамских островов, Антигуа и Барбуда, а также, возможно, своих сотрудников службы безопасности направят Испания, Сенегал и Чили.
Кенийская полиция станет обучать своих гаитянских коллег, патрулировать и защищать «ключевые объекты». Но что смогут сделать полторы тысячи полицейских, если участвовавшие в предыдущих миссиях десятки тысяч солдат и офицеров из США и стран Латинской Америки не смогли справиться с могущественными бандами? Вопрос не праздный.
Так почему Россия и Китай воздержались при голосовании по резолюции Совбеза? Это вызвало недоумение у мало ориентирующихся в обстановке членов ООН. А суть вот в чем.
Постпред РФ при ООН Василий Небензя объяснил, что Москва «не имеет принципиальных возражений против данной инициативы как таковой. Вместе с тем необходимо понимать, что направление в любую страну вооруженных сил другого государства, даже по его запросу, — это крайняя мера, требующая тщательной проработки».
Постпред РФ отметил, что история Гаити «имеет достаточный накопленный опыт безответственного иностранного вмешательства», которое и «породило спираль деградации». «Санкционировать же новое применение силы в Гаити без четкого понимания параметров учреждаемой миссии недальновидно», — добавил Небензя.
Россия надеется, что миссия будет способствовать стабилизации ситуации в Гаити «при уважении суверенитета этой страны, а также прав ее жителей». Есть весомые причины сомневаться в этом и на этот раз.
Протесты в Порт-о-Пренсе против роста цен, сентябрь 2022 года. Фото: Ralph Tedy Erol / Reuters
Во-первых, с конца ХХ века на Гаити произошло по меньшей мере два крупных иностранных военных вмешательства под руководством США и ООН. Около 21 000 бойцов были направлены во время интервенции под руководством Соединенных Штатов в 1994 году и около 13 000 в составе сил, возглавляемых Бразилией, в начале 2000-х годов. И все они потерпели фиаско, преступность на Гаити не только не сломлена, но значительно окрепла.
Последнее, 13-летнее «стояние» (2004 — 2017 годы) «миротворческой миссии» ООН на Гаити, завершилось скандалом из-за сексуальных преступлений и эпидемией холеры, спровоцированных ооновскими миротворцами. Только от холеры погибли более 10 000 гаитянцев. При этом главный вопрос — восстановление порядка и мира на гаитянской части острова — не был решен. Этот опыт вызвал еще больший пессимизм на Гаити в отношении интервенций и способствовал сопротивлению любым силам под флагом ООН.
Ооновцы ушли, оставив после себя страну на растерзание бандитам, которые вооружены Соединенными Штатами. Управление ООН по наркотикам и преступности утверждает, что Гаити получает все более совершенное оружие и боеприпасы, а Генеральный секретарь Гутерриш признал, что вооружения поступают исключительно из Соединенных Штатов через посредников.
Во-вторых, некоторые аналитики в области безопасности выразили обеспокоенность тем, что между полицейскими из Кении, где говорят на английском и суахили, и населением Гаити, где официальными языками являются французский и креольский, могут возникнуть недоразумения и недопонимания.
Министр иностранных дел Кении Альфред Мутуа заверил, что ключевые офицеры обучаются французскому языку. Неясно, какие подразделения будут направлены на Гаити, скорее всего это будет военизированное подразделение общего обслуживания, которое реагирует с применением средств насилия на протестные выступления.
Американские военные в Порт-о-Пренсе, 1994 год. Фото: Rick Bowmer / AP
В-третьих, эксперты по правам человека и официальные лица США выразили сомнения в способности сил безопасности Кении как обеспечить контроль над преступностью, так и в их собственном моральном состоянии. Причем кенийских сотрудников правоохранительных органов неоднократно обвиняли в применении чрезмерной силы, внесудебных убийствах и произвольных арестах. В открытом письме в Совет Безопасности ООН в августе этого года Amnesty International заявила, что обеспокоена фактами применения чрезмерной силы.
По данным правозащитников, задокументировано более 30 случаев, когда кенийские полицейские расстреливали протестующих демонстрантов и травили их удушающим и слезоточивым газом. И существует опасность превышения полномочий кенийцами во время совместных операций по обеспечению безопасности, в том числе во время арестов в координации с гаитянской полицией.
В этой связи газета The New York Times напомнила, что в 2021 году власти Сомали потеряли доверие к кенийским военным, служившим в миротворческих силах Африканского союза, разорвали дипломатические отношения с Кенией, обвинив ее во вмешательстве во внутренние дела.
Печально известный лидер могущественного бандитского альянса G9 Джимми «Барбекю» Черизье заявил, что будет противостоять любой иностранной силе и свергнет правительство, призвав столичные банды к более широкому перемирию в рамках нового альянса «Жить вместе».
Поможет ли слабо подготовленная «миротворческая миссия» укрепить нынешнюю власть на Гаити и покончить с преступностью, или невольно будет способствовать приходу к власти нового диктатора из преступного мира? Вот что беспокоит Россию и Китай, воздержавшихся от принятия резолюции ООН по Гаити.