«Ломают порядок, основанный на правилах»

Пентагон опубликовал очередной доклад о военной мощи Китая

В то время, когда Владимир Путин и Си Цзиньпин проводили переговоры в Пекине, министерство обороны США представило очередной официальный доклад о военной мощи Китая. Как с досадой констатировал высокопоставленный американский военный, представляя доклад, «Китайская Народная Республика продолжает свои усилия по отмене международного порядка, основанного на правилах», и создает все более эффективную армию для достижения этих целей. В связи с этим было подчеркнуто, что Китай — единственная страна в мире, обладающая намерением, волей и реальными возможностями для достижения этой цели.

Причем, как сказали американские военные, по мере возрастания китайской военной мощи, КНР переходит от слов и демонстраций к делу. Имеется в виду растущее число перехватов судов и самолетов США, союзников и партнеров, действующих на международных воздушных и морских путях Индо-Тихоокеанского региона.


«В период с осени 2021 года по осень 2023 года Соединенные Штаты задокументировали более 180 случаев принудительных и рискованных воздушных перехватов американских самолетов в регионе», — сказал чиновник.


Если учесть аналогичные эпизоды с американскими союзниками и партнерами, то эта цифра возрастет до 300.

Характерно, что американцы со свойственной им привычкой хозяйничать во всем мире и беспардонно объявлять территории и акватории зонами своих интересов и «международными путями», считают таковым и Тайваньской пролив, который юридически является китайским (и США это официально признают, считая Тайвань частью КНР). Не считая опасной свою военную активность в территориальных водах Тайваня (юридически Китая) и вблизи китайских границ, американские стратеги констатируют «усиливающееся военное давление Китая на Тайвань, включая облеты Тайваня китайскими баллистическими ракетами, увеличение количества полетов в самопровозглашенную идентификационную зону противовоздушной обороны Тайваня, а также крупномасштабную имитацию совместной блокады всеми видами вооруженных сил и массированных огневых ударных операций, проводимых после посещения острова делегацией конгресса США».

Особую тревогу вызывает у Пентагона динамичное наращивание китайской ядерной мощи. В докладе сказано, что КНР наращивает число ядерных боеголовок, ныне имеет на боевом дежурстве около 500 таких зарядов и продолжает разрабатывать новейшие средства их доставки, включая баллистические ракеты, бомбардировщики и подводные лодки.

Китайский бомбардировщик Xian H-6

В частности, как отмечают американцы, Китай объявил о принятии на вооружение первого бомбардировщика, способного дозаправляться в воздухе — H-6N, который является также носителем ядерного оружия.


«Они расширяют и инвестируют в свои платформы доставки ядерного оружия наземного, морского и воздушного базирования, а также в инфраструктуру, необходимую для этого», — указано в докладе.


Здесь стоит обратить внимание на то, что свои 3700 ядерных боеголовок различных типов и видов американцы не считают угрозой кому бы то ни было. А увеличение числа таковых у других стран вызывает у них крайнее раздражение. Следует признать, что США бросили свою затею настаивать на привлечении Китая к переговорам по сокращению стратегических ядерных вооружений. Но это произошло исключительно из-за твердого отказа Пекина в них участвовать. А позиция Китая в этом вопросе проста и понятна. Он не считает возможным сравнивать по боевой мощи свои боеголовки и американские, что вполне оправданно.

Немалое беспокойство внушает Пентагону и китайский военно-морской флот, который по численному составу превосходит все флоты мира — более 370 кораблей и подводных лодок. Кроме того, как указано в докладе, в нынешнем году Китай спустил на воду свой третий современный авианосец и третий большой десантный корабль. По оценке американских стратегов, военно-воздушные силы НОАК «быстро догоняют западные военно-воздушные силы». При этом ВВС Китая продолжают наращивать не только пилотируемую, но и беспилотную авиацию.

Как представляется Пентагону, используя в том числе инициативу «Один пояс — один путь», Китай активно ищет места для размещения своих военных баз по всему миру и расширяет свое военное влияние вне собственных границ.

Также на брифинге по поводу представления доклада высокопоставленный представитель министерства обороны США заявил, что Китай видит свое превращение в великую державу, в том числе военную, в союзе с Россией.

Символично, что это было произнесено в то время, когда лидеры КНР и РФ встречались в Пекине. Но дело не только в этом. Хотя подобные доклады Пентагона всегда преследуют цель напугать не только обывателя, а главным образом Белый дом и конгресс, дабы получить еще большие ассигнования, в этом докладе много правды по поводу наращивания военной мощи КНР. Китай действительно серьезно прогрессирует в области обороны и поставил цель к своему геополитическому влиянию и экономической мощи прибавить адекватную военную составляющую. Технологически и финансово это вполне ему по силам. Оборонный бюджет КНР в прошлом году вырос на 7,1 % по сравнению с 2021 годом и достиг $210 млрд. В нынешнем году эта цифра возросла до $224 млрд. Однако это почти в четыре раза меньше военных расходов США.

В ближайшую пятилетку как минимум ядерный потенциал КНР никак не сможет достичь американского уровня как по численности, так и по носителям. И это еще сильнее заставляет Китай рассчитывать на союз с Россией.

Хотя наши две страны подчеркивают, что между ними нет соглашения о военной взаимопомощи, тем не менее действует целый ряд договоров, которые свидетельствуют о военном сближении. В том числе речь идет о том, что Россия помогает КНР создать собственную систему раннего оповещения о ракетном нападении. Это на порядок усилит военную мощь КНР и позволит нашим странам обмениваться информацией в этой области.

В дальнейшем же, по мере наращивания военных усилий, КНР будет брать на себя все большую роль в сдерживании американской угрозы не только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в других регионах мира.

США же, исходя из своего понимания Китая как главной своей угрозы, будут все больше концентрироваться на противостоянии с КНР, в том числе в военной сфере.