Помощь Украине подрывает вопросы глобальной безопасности.
Вашингтон боится российских стратегических систем «Посейдон» и «Сармат» и хочет запретить их в будущем. Об этом заявил посол России в США Анатолий Антонов в эфире телеканала «Соловьев Live». По словам дипломата, «на всех встречах, которые у нас проходят с представителями академических кругов, нам все время говорят, что в будущем соглашении по контролю над вооружениями надо запретить эти «Посейдоны», конечно же, надо ограничить использование «Сарматов» и так далее».
Впрочем, все это не мешает Вашингтону продолжать финансировать Киев в деле противостояния Москве. На минувшей неделе Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект о выделении Украине почти 40 млрд долл. Белый дом призвал Сенат проголосовать за рекордную помощь Украине.
При этом не все законодатели согласились с такими расходами. «Выделенные США 40 миллиардов в качестве военной помощи Украине будут разворованы киевскими чиновниками», – заявил CNS News конгрессмен Мэтт Гетц. По его словам, Вашингтон готов направить «миллиарды Киеву и набить карманы коррумпированных функционеров». Он также указал, что страна втягивается в вооруженный конфликт без уведомления американского народа, и напомнил, что лишь год назад в Афганистане США «потерпели поражение от пастухов с винтовками». Теперь «мы рвемся в бой с державой, у которой шесть тысяч ядерных боеголовок», – добавил законодатель, голосовавший против законопроекта о ленд-лизе, который 9 мая подписал президент США Джозеф Байден.
Деньги, которые американское правительство намерено выделить на поддержку Украины, – это бесполезная трата средств налогоплательщиков, заявил в Twitter член Палаты представителей от штата Аризона Пол Госар. «В прошлом году Зеленский, будучи государственным служащим, каким-то образом заработал сто миллионов долларов. Как думаете, куда на самом деле пойдет большая часть из предложенных Украине сорока миллиардов? Мы не должны посылать и цента», – пишет конгрессмен.
А 13 мая сенатор от штата Кентукки республиканец Рэнд Пол заблокировал принятие Сенатом США проекта об ускоренном выделении Киеву дополнительной помощи. Законодатель, выступление которого транслировала американская телекомпания NBC, сравнил эти деньги с годовым бюджетом важнейших американских министерств. И добавил, что сегодня Америка не может позволить себе играть роль мирового жандарма в ущерб своему бюджету. «Я давал присягу Конституции США, а не какой-либо другой стране», – заявил Рэнд Пол.
Сенатор напомнил, что с 2014 года США предоставили Украине около 20 млрд долл. Таким образом, общая сумма поддержки, выделяемой Киеву, достигнет 60 млрд – и это не значит, что у США есть такие средства. «Нам придется занять эти деньги у китайцев», – сказал сенатор и пояснил: эта сумма превышает многие внутренние расходы Америки. «Мы не должны забывать, что Советский Союз распался не потому, что потерпел военное поражение, а потому, что у него закончились деньги. Пытаясь спасать Украину, не обрекаем ли мы на такое будущее Соединенные Штаты? За последние два года США заняли больше денег, чем за всю нашу историю», – рассуждает Рэнд Пол.
Американское издание The Hill 13 мая опубликовало размышления Чарльза Пеньи, бывшего директора исследований оборонной политики в Институте Катона. Он считает, что действия России на Украине не являются прямой угрозой национальной безопасности США, но их нужно рассматривать в реальной перспективе, чтобы занять правильную позицию и принять соответствующие ответные меры. Первостепенное значение для этой перспективы, по мнению Пеньи, имеет тот факт, что Россия обладает стратегическим ядерным арсеналом сравнимым с ядерной мощью США. Это означает, что прямое военное вмешательство Америки может привести к военной конфронтации между США и Россией, которая чревата ядерной войной. Сегодня администрация Байдена признает эту реальность. Это также означает: в интересах США обеспечить, чтобы конфликт не распространился за пределы Украины и не стал более масштабным, что могло бы спровоцировать столкновение между НАТО и Россией.
При этом в США прекрасно осознают, что серьезно опоздали к началу этого конфликта. По словам командующего Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковника Сергея Каракаева, к 2024 году в войсках не останется ни одной ракеты «советского производства»: группировка РВСН будет обновлена на 100%. Между тем в США процесс модернизации стратегических ядерных сил только начинается. Новая американская ракета LGM-35A Sentinel появится не раньше 2027 года. Стоимость программы оценивается в 85 млрд долл. С момента начала производства новых ракет, если все получится, Вашингтон начнет постепенную замену 450 машин шахтного базирования Minuteman-3, которая еще неизвестно, насколько растянется.
Впрочем, вопрос в другом. У Москвы и Вашингтона нет формальных поводов для каких-либо переговоров в области разоружения. Похоже, этот факт осознал и Джозеф Байден заявивший, что «обеспокоен тем, что у Владимира Путина нет плана по выходу из сложившейся ситуации на Украине». По данным агентства Reuters, Байден назвал Путина «расчетливым человеком», но усомнился, что у российского президента есть «план по выходу из конфликта прямо сейчас». Сам же Байден «пытается понять, что с этим делать».
А делать, собственно, нечего. В условиях санкций, военной поддержки Киева, политической блокады и военного давления по периметру всех границ с НАТО Москва не станет вести какие-либо переговоры, направленные на разоружение.
Тем не менее Чарльз Пенья уверен, что возможность предотвращения ядерной войны должна стать важным фактором во всех решениях США. А избежание обмена ядерными ударами имеет приоритет перед целями, которых Соединенные Штаты намерены достичь на Украине.
«Очевидно, что украинцы хотят изгнать российских военных и сохранить свою территориальную целостность. И один из вариантов действий – то, что мы сейчас наблюдаем: продолжение украинского сопротивления, подпитываемого западной военной помощью. Прямая, не говоря уже о быстрой, украинская победа маловероятна, но истощение российских сил, как показал советский опыт в Афганистане, не исключено. Но такой сценарий может быть долгим и почти наверняка повлечет за собой огромные разрушения и человеческие жертвы. Для украинцев вопрос состоит в том, какую цену они готовы заплатить», – пишет американский эксперт.
Если желаемый результат состоит в том, чтобы закончить войну как можно скорее, чтобы ограничить число смертей и разрушений – это означает урегулирование путем переговоров. Все стороны должны быть готовы отказаться от чего-то, чтобы что-то получить, рассуждает Чарльз Пенья. Нереалистично ожидать возвращения к довоенному статус-кво. Вопрос об украинском нейтралитете, то есть о неприсоединении как к НАТО, так и к России, продолжает оставаться актуальным. Но это не обязательно исключает возможность для Украины стать членом ЕС, если она того захочет.
Фото: insider.com