Кому помешал Balticconnector?

Тщетно пытаясь найти «русский след» в повреждении морского газопровода, НАТО рассчитывает закрыть для России Балтику

Полиция Финляндии утром 24 октября подняла со дна Балтийского моря шеститонный якорь с отломанной частью, который, предположительно, повредил газопровод Balticconnector между Финляндией и Эстонией. Был обнаружен след от его волочения шириной от 1,5 до 4 метров, ведущий к месту повреждения. На самом якоре есть следы, указывающие на то, что он соприкасался с газопроводом.

Правоохранительные органы Финляндии продолжают расследование в связи с повреждением подводного морского газопровода Balticconnector. К нему уже подключился МИД. Это ведомство заявило, что по дипломатическим каналам связалось с Россией и Китаем. Москва была проинформирована о начале «серьезного разбирательства». А Пекину высказана просьба посодействовать с получением доступа к зарегистрированному в Гонконге контейнеровозу китайской судоходной компании NewNew Polar Bear. Следствие изучает его возможную причастность к инциденту.

Ранее ЧП вышло на уровень НАТО. В Брюсселе им оперативно озаботились на своей встрече 11 октября министры обороны стран альянса.


«Если будет доказано, что это была преднамеренная атака на критически важную инфраструктуру НАТО, то это серьезная проблема. Ответ со стороны альянса будет единым и решительным»,— предупредил генсек НАТО Йенс Столтенберг.


Снежный ком покатился. Дошло до того, что президент Латвии Эдгарс Ринкевичс 20 октября заявил, что вряд ли какая-то страна, кроме России, может оказаться виновной в подрыве(!?) Balticconnector, и пригрозил, что для российских судов могут совсем закрыть Балтийское море, если такая версия подтвердится. Примечательно, что оснований для подобного заявления у него не было: Финляндия не спешит делиться результатами предварительного расследования.

А тем временем в европейских СМИ активнее всего муссируется именно «российский след». У властей РФ, дескать, «был целый набор причин сделать это». Аргументы приводятся самые разнообразные. Приведу некоторые из них. Россия показывает, что способна добраться до критической инфраструктуры НАТО и продемонстрировать Хельсинки, что вступление в альянс не сделало эту страну более безопасной. Или еще: Москва якобы стремится отвлечь внимание от событий на Украине и создать дефицит газа в Финляндии и Эстонии в преддверии зимы.

Российский президент Владимир Путин в ответ тоже высказался 13 октября по поводу Balticconnector. Он отметил, что обвинения в адрес России — это попытка Запада переключить внимание с теракта на «Северных потоках».

Напомню, что Balticconnector получил повреждение 8 октября в территориальных водах Финляндии. Тогда же (но двумя часами позже и в эстонских водах) был нарушен подводный телекоммуникационный кабель между Эстонией и Швецией, который проходил параллельно с веткой газопровода. О случившемся с Balticconnector официально объявили 10 октября, а о повреждении кабеля, принадлежащего эстонской компании Elisa, — 17 октября.

По оценке компаний-операторов (финской Gasgrid Finland и эстонской Elering), на ремонт уйдет не менее пяти месяцев, а газ по нему можно будет пустить не ранее апреля 2024 года.

Balticconnector, пропускная мощность которого — 7,2 млн кубометров в сутки (для сравнения: мощность взорванного «Северного потока» — 167 млн кубометров в сутки), соединяет газотранспортные системы двух стран. Общая протяженность нитки — 150 км (77 км — по дну Финского залива, 21 км — по финской территории и 52 км — по эстонской). Он был запущен в 2020 году, его стоимость составила €250 млн.

Примечательно, что вывод газопровода из строя не является критическим для этих стран. Финляндия после того как «Газпром» в мае 2022 года прекратил трубопроводные поставки, сконцентрировалась на закупках СПГ. А Эстония снабжается через газотранспортную систему Латвии, имеет доступ к приемным терминалам СПГ в Латвии и Литве, а также к Инчукалнскому подземному хранилищу газа (Латвия). Так что ни финны, ни эстонцы зимой, как пугают западные СМИ, уж точно не замерзнут...

Командующий военно-морскими силами Эстонии Юри Саска отчасти пролил свет, что на самом деле могло произойти на дне Балтийского моря. По его словам, труба, расположенная на 60-метровой глубине, была защищена бетонным кожухом. Судя по фото и видео с места происшествия, она чем-то повреждена с одной стороны. В результате конструкция нарушена и сдвинута. По рабочей версии, якорь большого судна вполне мог потащить за собой кожух, из-за чего труба в нем и оказалась поврежденной. Во время инцидента на Балтике был сильный шторм. А рядом проплывал (или дрейфовал?) тот самый китайский контейнеровоз.

Если эта версия подтвердится, то зачем же НАТО было делать из мухи слона, в очередной раз упражняясь в поиске пресловутого «российского следа»?

Свое весьма правдоподобное мнение на этот счет высказал в интервью GEOFOR доктор военных наук Константин Сивков.


«С большой долей вероятности я предполагаю, что, мотивируя угрозой дальнейших повреждений на этом газопроводе, они могут ввести охранную зону вокруг него и препятствовать движению российских гражданских судов, которые связывают континентальную Россию с Калининградской областью. В этом случае России придется решать задачу обеспечения морской коммуникации, поскольку никакой другой коммуникации, обладающей достаточной пропускной способностью для обеспечения связи Калининградской области с основной частью России, нет. Это может привести к столкновению с НАТО», — заявил он.


Собственно, тот же президент Латвии (и иже с ним!), грозящий закрыть в нарушение международного права для нас Балтику, именно об этом и мечтает. Был бы повод. А его можно и придумать.