Восточный «пазар», а именно так звучит «базар» на турецком, - место поистине замечательное. Торговаться там – не норма, а скорее правило. И не ошибусь, если замечу: правила рынка в Турции зачастую применимы и к некоторым методам внешней политики, что-что, а торговаться эти ребята не только любят, но и умеют.
Именно это мы сегодня и наблюдаем, когда в новостях появляется все больше сообщений о том, что Анкара намерена требовать от НАТО ряд уступок в обмен на согласие о присоединении Финляндии и Швеции к Североатлантическому альянсу. Впрочем, начнем с самого начала.
О вероятности присоединения этих двух стран говорили давно, мы писали об этом еще 26 января. Показателем тому служили не только постоянные военные учения НАТО, где принимали участие скандинавские страны, но и, к примеру, настроения политических элит той же Швеции.
Потом началась российская специальная военная операция на Украине, и из категории гипотетической вопрос о присоединении Финляндии и Швеции к Североатлантическому альянсу перешел в практическую плоскость. По сути действия Москвы просто ускорили то, что и так было неизбежно.
Казалось бы, все уже готово, скандинавские политики не против, армии и так уже соответствуют всем требованиям НАТО, но свой «вклад» в развитие ситуации, неожиданно для многих, внесла Анкара, выступив против подобного расширения военного блока.
«Турция не может говорить «да» каждому предложению внутри НАТО, хотя всегда поддерживает альянс», – заявил президент Эрдоган 18 мая. А ранее министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сказал: «неприемлемо и возмутительно», что Стокгольм и Хельсинки оказывают поддержку Рабочей партии Курдистана (РПК), «Проблема в том, что эти две страны открыто поддерживают и взаимодействуют с РПК и YPG [Отряды народной самообороны]. Это террористические организации, которые каждый день нападают на наши войска. Подавляющее большинство турецкого народа против членства в этих странах… и просят нас заблокировать это членство».
Забыл, правда, Чавушоглу, что в последнее время на турецкие войска в основном нападают за пределами Турции – в Сирии, ну и в последнее время в Ираке, где Анкара решила провести очередную военную операцию, которая ожидаемо не находится в фокусе мировых ведущих СМИ.
Несколько дней в Анкаре выдерживали паузу, лишь констатируя, что категорически против принятия в альянс Швеции и Финляндии, а эксперты гадали, что же потребует Турция в обмен на свою благосклонность, понимая, что в данном случае вопрос лишь «в цене». Долго ждать не пришлось.
17 мая стало известно, что Анкара намерена требовать возвращения в программу поставок истребителей F-35, а также снятия санкций за покупку российских систем ПВО С-400.
Судя по всему, первый пункт подразумевает не только поставки самих самолетов, но и возвращение Турции в статус партнера третьего уровня и возвращение на её предприятия производства ряда комплектующих F-35. Напомним, Анкара работала над частью ракет SOM-J, входящих в программу Joint Strike Fighter, являлась европейским центром технического обслуживания и ремонта истребителей.
Впрочем, второй пункт имеет куда большее значение. После покупки у Москвы С-400 Анкара в конце 2021 года попала под санкции Вашингтона, соответствующие закону «О противодействии противникам Америки посредством санкций»» (CAATSA). Ограничения также подразумевали запрет на все американские экспортные лицензии и разрешения турецкому Агентству оборонных закупок, Президентству в оборонной промышленности (SSB), а также замораживание активов и визовые ограничения в отношении высокопоставленных должностных лиц SSB, включая президента организации.
В IHS Global Insight тогда прогнозировали, что санкции хоть и не сразу, но окажут серьезное воздействие на оборонную промышленность Турции. И они были правы, Анкаре пришлось сильно постараться, чтобы решить проблемы с поставками современной оптики, авионики, видеокамер и иного оборудования, которое необходимо для установки в первую очередь на летательных аппаратах, включая беспилотники Bayraktar TB-2.
Санкции также ударили и по продолжающейся модернизации истребителей F-16 и производству турецких ударных и транспортных вертолетов T-129 ATAK и T-70, а также корветов класса MILGEM, истребителей TF-X и учебных самолетов Hurkus.
Все это время турецкие политики искали достаточно весомый аргумент, который можно было бы использовать если не для шантажа, то для жестких переговоров с партнерами по НАТО. Одной из таких попыток и были заявления о покупке новых партий С-400 у Москвы, и даже разговоры о покупке российских истребителей пятого поколения Су-57 вместо американских F-35.
И вот, судя по всему, турки, наконец, дождались более весомого козыря, который, очевидно, встревожил членов Североатлантического альянса. И не только их. В Европарламенте, который, казалось бы, имеет опосредованное отношение к альянсу, и вовсе перешли к угрозам, заявляя, что Анкару может ожидать изоляция в рамках НАТО.
Несмотря на то, что у каждого члена альянса есть право вето в вопросах принятия в организацию новых членов, мы не были бы столь категоричными. Тем более, что не только проблемы военного сотрудничества беспокоят Анкару.
Другим вопросом, который беспокоит Турцию, несомненно, является экономика. Так, согласно данным Турецкого статистического института (Turkstat), инфляция потребительских цен в Турции выросла в апреле до 70,0% в годовом исчислении (г/г), ускорившись с мартовского уровня, который составлял 61,1%. Турецкая лира также продолжает свое ралли, ставя рекорд за рекордом. Дополнительное давление возникло из-за нетрадиционной денежно-кредитной политики, принятой Центральным банком Турции, который решил снизить стоимость заимствований в попытке стимулировать экономику. После больших изменений в 2021 -ом базовая ставка с начала года оставалась стабильной на уровне 14,0%. Более того, аналитики Fitch отмечают, что номинальный ВВП Турции в 2022 году может сократиться почти на 200 млрд долларов, с 810,5 млрд до 620,6 млрд.
В данном контексте помощь экономике страны, новые инвестиции и другие способы стимулирования могли бы также стать одним из условий Анкары в переговорах по принятию Швеции и Финляндии в НАТО.
Еще один аспект, который представляет интерес для Турции, – это ее амбиции на Ближнем Востоке. В первую очередь, претензии в Сирии, где турки по-прежнему заинтересованы как в территориях, так и экспорте нефти. Интересно, что США недавно сняли широкомасштабные санкции с сирийских территорий, которые находятся под контролем курдского ополчения Силы народной самозащиты (YPG). Подобное решение министерства финансов США позволило компаниям заниматься сельским хозяйством, телекоммуникациями, инфраструктурой электросетей, строительством, производством, торговлей, финансами и чистой энергией. Также становятся возможными определенные инвестиции в районы, расположенные от провинции Алеппо на северо-западе до провинции Хасеке на северо-востоке. Виктория Нуланд в этой связи заявила, что «Соединенные Штаты намерены в ближайшие несколько дней выдать генеральную лицензию для содействия частной экономической инвестиционной деятельности в районах, не удерживаемых режимом, освобожденных от ИГ (запрещенная в России террористическая организация) в Сирии».
Таким образом, нефть из этих районов, по сути, выведена из-под американских санкций при условии, что правительство Башара Асада не сможет извлекать прибыль из сделок по продаже углеводородов.
Сегодня можно констатировать, что турецкие власти наконец нашли действительно хороший козырь, помимо вопроса беженцев, для давления на США и ЕС.
Как отмечают эксперты Института Ближнего Востока (ИБВ), в Анкаре для подкрепления серьезности своих намерений не гнушаются и шантажом. А точнее – прослушкой западных посольств на своей территории. Для тех, кому это утверждение кажется нонсенсом, напомним: первый раз турки использовали данные «прослушки» во время «дела Хашогги» для давления на Эр-Рияд. А недавно, 11 мая, подобную деятельность спецслужб подтвердил министр внутренних дел Сулейман Сойлу. Выступая перед группой сторонников в провинции Айдын, он привел выдержки из стенограммы закрытой встречи в одном из западных посольств.
Вопреки многим заявлениям, звучащим сегодня, о том, что Анкара может ограничиться высылкой или экстрадицией курдов из скандинавских стран в Турцию, думается, что указанные выше факторы являются куда более значимыми для Анкары. Тем более, что экономическое положение турецкого население должно стать одним из ключевых вопросов на предстоящих выборах президента страны осенью 2023 года.
Впрочем, курдский фактор также нельзя сбрасывать со счетов. Как минимум для удовлетворения запроса населения Турции в преддверии тех же выборов.
Среди других, как представляется, странных заявлений сегодня можно слышать сообщения о том, что Анкару чуть ли не исключат из НАТО в обмен на Стокгольм и Хельсинки. Об этом даже заявила CNN.
Думается, что вероятность развития событий по такому сценарию относится к разряду теоретических. Роль Турции для альянса сегодня крайне важна. Несмотря на то, что с логистической точки зрения значение Анкары после вывода США своих войск из Афганистана снизилось, Турция по-прежнему является форпостом НАТО на Ближнем Востоке. Более того, Анкара позволяет контролировать ключевой для мира пролив – Босфор. Так что идея исключения турок из альянса представляется сегодня крайне маловероятной. А вот введение новых санкций, в том числе чтобы еще больше надавить на экономику Турции, а также на ее ВПК – это куда более вероятный сценарий развития событий.
Тем не менее, в современном мире исключать нельзя даже теоретические сценарии. Тем более, что в обмен на Босфор НАТО получит Балтийское море. Вот только «политика открытых дверей» альянса в таком случае, как справедливо заметил старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е. Примакова Владимир Аватков, «останется только для согласных и покорных».
Подводя итог, отметим: куда более вероятно, что Брюссель, Вашингтон и Анкара сумеют договориться. В сегодняшней мировой реальности послабления в вопросе покупки Турцией российских систем ПВО С-400 вряд ли последуют. Но экономическое сотрудничество, ослабление давления на ВПК страны и возобновление работы по программе F-35 – это те пункты переговоров, которые могут устроить все стороны.
А тот факт, что администрация США направила в Конгресс разрешение на продажу Турции самолетов F-16, лишь подтверждает вышесказанное.
Ну, а в противном случае, как мы уже отметили, маловероятном, давление на Анкару возрастет в разы, так как в настоящее время вопрос принятия Швеции и Финляндии в НАТО является, без сомнения, одним из приоритетных как в Европе, так и в США.
Впрочем, 18 мая договориться, видимо, не удалось. Немецкое агентство DPA со ссылкой на свои источники в Североатлантическом альянсе сообщило, что Турция заблокировала рассмотрение заявок Финляндии и Швеции на вступление в НАТО…
Фото: news2.ru