На выборах 2024 года в Венесуэле, если ничего не произойдет, президент Николас Мадуро столкнется не с венесуэльской оппозицией, а с правительством Соединенных Штатов
После 11 сентября 2001 года президент Венесуэлы Уго Чавес сказал президенту США Джорджу Бушу-младшему: «Вы не боретесь с террором». В ответ на это уже в ноябре того же года вашингтонские стратеги перешли от политики давления на законную власть Венесуэлы к тотальной войне с целью свержения режима Чавеса путем военно-делового переворота. Тогда план не удался, Чавес умер через 12 лет своей (или не своей?) смертью, а власть легитимно перешла к его приемнику Николасу Мадуро.
За десятилетие пребывания Мадуро у власти Венесуэла пережила политические репрессии, затяжной и беспрецедентный гуманитарный кризис, массовый исход и экономический спад, которые редко наблюдаются в странах, не находящихся в состоянии войны. Впрочем, обрушившиеся бедствия были следствием прокси-войны США против Венесуэлы, где «режим чавистов» не давал им «насытиться» венесуэльской нефтью.
При этом Вашингтон использовал все средства — от попыток военного переворота и планов военного вторжения до «конституционной» смены власти. И после постигших его неудач, а главное, изменений на международной арене, и в первую очередь, в Латинской Америке, вернулся к плану «мирного» решения венесуэльской проблемы.
В преддверии надвигающихся в 2024 году президентских выборов в Венесуэле администрация Байдена пошла на то, чтобы договориться с правительством Мадуро о «сделке», в рамках которой США ослабят санкции в отношении нефтяной промышленности Венесуэлы в обмен на гарантии проведения «конкурентных президентских выборов». Это выгодно США, которым жизненно необходима венесуэльская нефть. Это выгодно Венесуэле, которой смягчение санкций позволит продавать нефть на мировом рынке.
Николас Мадуро. Фото: Ton Molina / Bloomberg
17 октября представители руководства Венесуэлы и объединенной оппозиции на переговорах в столице Барбадоса Бриджтауне заключили соглашение о возобновлении диалога и организации избирательного процесса в Боливарианской Республике в 2024 году.
В соглашении правительство Мадуро обязалось разрешить всем партиям выдвигать своих кандидатов, предоставить справедливый доступ к средствам массовой информации и обеспечить международным наблюдателям условия контроля за ходом голосования. Согласно соглашению, Центр Картера, Евросоюз, Межамериканский союз избирательных органов, Африканский союз и комиссия Организации Объединенных Наций станут наблюдателями на выборах.
На следующий день Соединенные Штаты согласились на полгода приостановить действие некоторых санкций в отношении нефтяного, газового и золотого секторов Венесуэлы. Министерство финансов США выдало генеральную лицензию, разрешающую американским компаниям участвовать в запрещенных сделках, в первую очередь в энергетическом секторе, контролируемом государством. Лицензия может быть продлена только в том случае, если «авторитарное социалистическое правительство выполнит свои обязательства» по проведению выборов и «в отношении тех, кто незаконно задержан». Венесуэльские власти выпустили из тюрьмы пять арестованных оппозиционеров.
«Это соглашение представляет собой необходимый шаг в продолжении процесса инклюзивного диалога и восстановления демократии в Венесуэле», — говорится в совместном заявлении госсекретаря США Энтони Блинкена, министра иностранных дел Великобритании Джеймса Клеверли, министра иностранных дел Канады Мелани Жоли и главы внешнеполитического ведомства Европейского союза Жозепа Борреля.
«Мы продолжаем призывать к безоговорочному освобождению всех несправедливо задержанных, независимости избирательного процесса и судебных институтов, свободе выражения мнений, в том числе для представителей прессы, и уважению прав человека и политических прав», — добавили они.
«Этими соглашениями Венесуэла делает еще один шаг на пути к прекращению преступных односторонних принудительных мер, принятых против нашего народа, и восстановлению государства всеобщего благосостояния, достигнутого Боливарианской революцией», — говорится в заявлении, обнародованном министром иностранных дел Венесуэлы Иваном Хилем.
В рамках ослабленных санкций Венесуэле разрешено в течение следующих шести месяцев экспортировать нефть и газ в США и другие страны, погашать задолженность, связанную с ее нефтяными операциями, и выполнять невыполненные обязательства перед своими кредиторами и государственной компанией Petróleos de Venezuela SA. В то же время международные компании могут осуществлять новые инвестиции в углеводородный сектор.
Причем сделка, а это именно сделка, не включает планы по разморозке венесуэльских активов, находящихся в настоящее время в Соединенных Штатах.
США априори считают и хотят убедить мировое сообщество в том, что Мадуро не выполнит своих обещаний. И оставляют за собой право самим нарушить взятые обязательства. Тем более, что больше шансов найти предлог для их невыполнения как раз на стороне США. По мнению американского аналитического центра The Atlantic Council, у оппозиции появилась еще одна возможность «вывести Мадуро из равновесия с помощью Соединенных Штатов и международного сообщества».
Первое испытание этого нового сценария состоялось в воскресенье, 22 октября. В этот день оппозиционная Национальная первичная комиссия, взявшая на себя никем не наделенную ответственность, отвергла даже элементарную техническую помощь Национального избирательного совета Венесуэлы, предложившего автоматизировать процесс подсчета голосов.
В результате привыкшие голосовать в специально оборудованных общественных зданиях и школах венесуэльцы искали «избирательные участки» в частных домах, магазинах и церквях. А вместо электронного голосования ставили ручками «крестики» на вырванных из тетрадей листках.
В результате окончательные результаты так и не подведены. Однако это не помешало Марии Корине Мачадо, исходя из данных чуть более 60% подсчитанных бюллетеней, объявить себя победительницей. Из 10 участников этого шоу она набрала 93% голосов. Ее ближайший конкурент набрал чуть больше 4%.
Мария Корина Мачадо (справа). Фото: Federico Parra / AFP
Согласно ничем не подтвержденным предварительным данным, в голосовании на трех тысячах избирательных участках проголосовали около 1,5 млн избирателей из 21 млн венесуэльцев с правом голоса. При этом надо учесть, что два основных реально сильных оппозиционных политических лидера Венесуэлы — Энрике Каприлес и Фредди Суперлано — отказались от участия в этом театральном представлении.
В вечерней телепрограмме «Мадуро+» президент страны Николас Мадуро назвал оппозиционный праймериз «мега-мошенничеством».
«С сегодняшнего вечера мы начинаем великое движение к великому национальному альянсу за преобразование Венесуэлы», — заявила победительница Мария Корина Мачадо, 56-летняя инженер-технолог и бывшая депутат Национальной ассамблеи, которая «засветилась» в последовательной борьбе против «диктатуры» Мадуро.
Она приобрела известность в 2005 году после того, как была принята тогдашним президентом США Джорджем Бушем в Овальном кабинете. Через 10 лет по «просьбе» Белого дома она возглавила провалившуюся попытку госпереворота, получившую название «План Иерихон» и профинансированную неправительственной организацией США Национальным фондом за демократию, а также Freedom House.
В том же 2015 году власти Венесуэлы запретили Мачадо занимать государственные должности и выдвигаться на пост президента до 2030 года, обвинив ее в мошенничестве и налоговых нарушениях, а также в антиправительственной и антинациональной деятельности в интересах Соединенных Штатов.
В 2019 году она поддержала так называемое «временное правительство» Хуана Гуайдо, который пытался узурпировать власть в рамках возглавляемой США попытки свержения правительства Николаса Мадуро.
Хуан Гуайдо. Фото: Carolina Cabral / Getty Images
В случае избрания президентом она пообещала приватизировать государственную нефтяную компанию PDVSA и государственные службы, обратившись за финансированием к Международному валютному фонду (МВФ) и Межамериканскому банку развития (МБР).
Нынешнее самопровозглашение кандидатом в президенты от оппозиции на предстоящих в середине 2024 года выборах, а также достигнутые договоренности между правительством Венесуэлы, объединенной оппозицией и правительством Соединенных Штатов позволят Блинкену добиться восстановления права Мачадо на участие в будущих президентских выборах. Если это не удастся, вопреки страстному желанию как американцев, так и венесуэльских оппозиционеров, любые итоги выборов могут быть признаны «международным сообществом» сфальсифицированными.
Венесуэльская газета El Universal назвала оппозиционный праймериз «хроникой объявленного мошенничества», в котором участвовала только одна сторона венесуэльского общества.
По большому счету нынешней администрации Белого дома это «по барабану». Ее дело подготовить все условия для тотальной «смены режимов», для будущих общеконтинентальных преобразований в Южной Америке.
И в этом заключена вся интрига. Для США нефтяная Венесуэла, как и литиевая Аргентина, является микрокосмом в более значимой стратегии в отношении Латинской Америки. Цель которой — изменить независимую внешнюю политику региона, перекрыть «розовый прилив» и восстановить доминирование США; сократить диверсификацию торговых и инвестиционных партнеров и переориентировать экономические отношения на США; заменить региональные интеграционные пакты схемами экономической интеграции, ориентированными на США; приватизировать частично или полностью национализированные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. А главное, «навсегда» вычеркнуть из памяти латиноамериканцев Китай, Россию и БРИКС. Доктрина Монро и через 200 лет затуманивает мозги дяди Сэма.