Союзное государство (СГ) России и Белоруссии, ведущее свою родословную с 1996 года, когда был подписан Договор о создании сообщества двух государств, до сих пор во многом остается загадкой. Цель его создания, безусловно, ясна и очевидна: сохранение единого экономического и оборонного пространства. Однако международно-правовое оформление, равно как и практическое наполнение этого проекта, этой ясности лишены: это – федерация, конфедерация, единое государство или союз двух суверенных государств? Однозначного ответа нет.
Тем не менее, СГ существует и функционирует. И представляется, что в современном мире, где слишком многое становится условным, где стремительно размываются казавшиеся незыблемыми понятия и нормы, эта форма внешнеполитического взаимодействия может оказаться весьма востребованной.
Главное преимущество подобной модели – в ее гибкости, в свободе от формальных уз и условностей, в способности приспосабливаться под конкретные и быстро меняющиеся обстоятельства. Прежде всего это касается стратегической, военно-политической сферы, где быстрота реакции, возможность проявления и удержания инициативы важнее размеров совокупного потенциала, «боевой мощи» и наличия большого числа союзников.
Спору нет, большой военный союз способен дать уверенность в безопасности. Но будучи громоздким и неповоротливым, он не позволяет действовать быстро, а будучи многосторонним – связывает по рукам и ногам.
Если с этой точки зрения оценить развитие ситуацию вокруг Украины, то можно увидеть разумность и эффективность задействования механизмов Союзного государства, а не, скажем, ОДКБ. И это – несмотря на то, что Москве и Минску противостоят блоковые структуры – НАТО и ЕС.
На фоне этих «монстров» двухсоставная модель СГ выглядит более практичной, гибкой. Сильно упрощая, можно сравнить такую модель с «силами быстрого реагирования», а большой военно-политический блок – с классической армией, мощной, но неповоротливой и требующей слишком много усилий для приведения в боеспособное состояние.
Нельзя сказать, что Россия и Белоруссия являются первооткрывателями такой бинарной модели. Например, еще в начале 90-х Франция и Германия пытались создать некое военно-политическое формирование – внутри блока НАТО. Оттуда, кстати, растут ноги нынешнего стремления Парижа к «стратегической самостоятельности» Европы. Но тот эксперимент не удался: не встретил понимания ни в Европе, ни в Вашингтоне.
А вот у Москвы и Минска пока дело идет. И их пример, похоже, способен заинтересовать кое-кого.
В частности, Польшу, которая уже выдвинула инициативу создания «пространства без границ» с Украиной (или с тем, что от неё останется).
Эта идея Варшавы была воспринята в России как свидетельство стремления поляков «оттяпать» часть соседней страны. Ну что ж, не без этого. Однако представляется, что суть тут не в территориальном вопросе, а в создании собственного «союзного государства» по российско-белорусской модели. В случае удачи на границе с Россией возникнет некое образование, общее польско-украинское «оборонное пространство», которое не будет связано формальными узами с НАТО и его дисциплиной и процедурами.
Перспектива весьма опасная, ибо такое «пространство» станет потенциальным источником нестабильности, провокаций, ответственность за которые не будет лежать на НАТО, но к ответу за которые Варшаву или Киев будет призвать крайне сложно: за ними ведь будет стоять Североатлантический блок…
То есть нельзя исключать возникновения ситуации, при которой Варшава сможет использовать территорию Украины с целью военных провокаций против России. И даже если против этого выступят, например, Берлин, Париж, любые другие столицы НАТО, поляки и ухом не поведут: все происходит за пределами блока, не ваше дело. Но любой ответ со стороны России, направленный на «общее оборонное пространство», будет расценен как нападение на члена блока со всеми вытекающими последствиями.
Любопытно, что при этом Польша сможет опираться на прецеденты, наработанные другим натовским государством – Турцией, которая ведет совершенно независимую военную деятельность в Сирии, Ираке, Ливии – странах, не находящихся в зоне ответственности альянса. С международно-правовой точки зрения они ничем не отличаются от Украины. А это значит, что образ действий Турции вполне применим и в случае с Польшей: вторгаясь на сопредельные территории во имя «защиты своей безопасности», Анкара выступает как самостоятельный игрок и не спрашивает мнения ни Брюсселя, ни Берлина. Но при этом никто, конечно, не забывает, что Турция – член НАТО, и вторжение на ее территорию приведет в действие соответствующую статью Устава альянса.
Однако это еще не все. Сама Турция также вполне может обогатить свою стратегию, используя модель Союзного государства и «общего оборонного пространства». Партнером способен стать Азербайджан. Это не кажется невероятным, особенно после победы Баку во Второй Карабахской войне, достигнутой благодаря всемерной военной поддержке со стороны Анкары.
Если концепция турецко-азербайджанского общего оборонного пространства будет реализована, это создаст совершенно новую геополитическую ситуацию на всем протяжении южных границ России – от Черного моря до степей Казахстана. И опять здесь будет применима формула: агрессия, провокация против России – «частная» инициатива; ответ же России на провокацию означает агрессию против всего блока НАТО.
Хотелось бы ошибиться, но перспектива появления на наших западных и южных рубежах «союзных государств» и «общих оборонных пространств» с участием натовских держав видится весьма вероятной и чрезвычайно опасной. Для полноты картины можно добавить в их список и Румынию с Молдавией, хотя именно этот проект представляется относительно менее вероятным.
Во всех подобных случаях основная проблема для России заключается не только и не столько в прямых угрозах, источником которых могут стать такие «союзные государства». Настоящая опасность – в том, что в них воспроизводится ситуация дворовой драки, где провокатором выступает относительно слабый, младший хулиган, за спиной которого – группа качков. Они стоят в сторонке и не вмешиваются – до тех пор, пока младшему не дадут сдачи как следует. Тогда они выходят на арену и бьют без жалости под внешне безупречным лозунгом «маленьких не тронь!»