Продвижение инициативы «Один пояс — один путь» пытаются представить как угрозу миру
С быстротой молнии российские СМИ разнесли новость: Китай скупил 105 морских портов в 50 странах мира для использования в военно-стратегических целях. Источником «сенсации» является американская газета The Washington Post. Собственно говоря, речь не об одномоментном событии, а о длительном процессе и его промежуточном итоге. В течении десятилетий КНР инвестирует в зарубежную инфраструктуру для облегчения транспортировки своих грузов. Ведь известно, что Китай многие годы был и остается для мира «фабрикой» готовых товаров. Их как-то надо доставлять потребителям. А еще Китай много чего покупает за границей, в последние годы — все больше. О трудностях в этом деле хорошо осведомлены российские компании, работающие в условиях санкций. Китай, чтобы обезопасить себя от этих проблем, строит логистические цепочки по всему миру.
В последние 10 лет эта работа носит системный и более масштабный характер в рамках инициативы «Один пояс — один путь», третий форум стран-участниц которой, собравший свыше 140 представителей, как известно, прошел не так давно с участием президента России. Поэтому вполне резонно американская газета пишет о том, что за последние десятилетия Китай удвоил число принадлежащих ему портов — с 44 до 105. И они расположены на всех континентах.
Владимир Путин и Си Цзиньпин на форуме «Один пояс — один путь», октябрь 2023. Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС
Вторая причина, по которой Китай берет в свои руки портовую инфраструктуру заключается в том, что никто в мире не научился столь технологично обрабатывать грузы, как это делают китайцы. Крупнейшие в мире морские порты в самом Китае поражают своей автоматизацией, использованием искусственного интеллекта. Портовая техника и технологии позволяют им резко снижать транспортные издержки и выигрывать конкуренцию. То же они делают и по всему миру. В результате экспортные товары из КНР дешевле, например, западных, импорт в Китай также становится выгодней.
Да, Китай проводит свою, если хотите, экспансию по всему миру. Это вполне естественно для крупнейшей мировой экономической и торговой державы. Но делает это КНР исключительно в мирных целях, по сути, делясь плодами своего развития. От этой экспансии выигрывает весь мир, поскольку точки инвестирования становятся драйверами экономического роста во многих слаборазвитых странах, доставка товаров дешевеет, снижается стоимость страхования. И так далее и тому подобное.
Обо всем этом The Washington Post не пишет. Пафос заметки в том, что Китай ускоренными темпами скупает морские порты по всему миру и что это угрожает США. Потому что, де, за коммерческими компаниями — операторами портов — стоит китайское правительство. Будто бы за аналогичной экспансией США нет интересов правящих партий, а американский бюджет не тратит сотни миллиардов на продвижение интересов янки по всему миру. Но в целом заметка в The Washington Post выдержана в объективном ключе.
Китайский порт в Джибути, 2015 год. Фото: Carl de Souza / AFP / Getty Images
Российские же СМИ прежде всего ухватились за непрозрачный намек The Washington Post на то, что портовая инфраструктура, принадлежащая компаниям КНР, может быть использована в военных целях. При этом американская газета в стиле свободной журналистики опросила независимых экспертов, которые скептически оценили такую возможность.
«Заявленная цель этой морской сети является коммерческой: расширить и упростить доступ Китая к мировым рынкам. В 2018 году Китай расширил свое морское присутствие в порту Халифа в Объединенных Арабских Эмиратах, который является важным связующим звеном между Азией, Африкой, Европой и Ближним Востоком. Китайская государственная компания Cosco Shipping построила в порту коммерческий контейнерный терминал, которым сейчас управляет», — пишет WP.
Кроме того, газета делает вывод о том, что Китаю, который построил всего одну военно-морскую базу (в Джибути), очень далеко до США, которые располагают мировой сетью военных баз — 750 объектов.
«Пекину предстоит пройти несколько десятилетий до того, чтобы сравняться с военным присутствием США по всему миру», — пишет WP.
Еще газета мягко предупреждает, что ВВС КНР — крупнейшие в мире по численности, а их корабли в количестве аж восьми(!) штук теперь постоянно дежурят в Индийском океане (раньше их было шесть). Мол, если так дело пойдет, то китайцы будут присутствовать и в других океанах. Ну, и, конечно, фантастическая угроза миру в том, что китайцы инвестируют в 20 европейских портов, то есть туда, где базируются основные силы НАТО. Для американского мышления такой оборот событий, конечно же, выглядит угрожающе. «Несмотря на то, что заявленная цель инвестиций была коммерческой, Соединенные Штаты и их союзники все больше обеспокоены потенциальными военными последствиями». И еще: «По мнению аналитиков, порты дают Пекину возможность заглянуть в деловые отношения конкурентов и могут быть использованы для того, чтобы помочь Китаю защитить свои маршруты поставок, шпионить за военными передвижениями США».
ЦРУ доложило точно: «Ранее в этом году просочившиеся документы американской разведки свидетельствуют о том, что Китай возобновил усилия по созданию военных объектов в порту Халифа в Персидском заливе в Объединенных Арабских Эмиратах, рядом с Ормузским проливом и всего в 50 милях от важной военной базы США».
То есть ничего такого страшного не происходит, а американцы уже в легкой панике. Но если разобраться, то почему бы китайцам не использовать принадлежащие им морские гавани по всему миру для захода их военных судов? Это было бы вполне логично и оправданно. Ведь торговые пути нужно охранять, гарантировать беспрепятственную доставку. Особенно когда на просторах мирового океана можно встретить не только пиратов и террористов, но и корабли мирового жандарма, которые порой уподобляются пиратам.