26 ноября в южнокорейском городе Пусан состоялась встреча министров иностранных дел КНР, Южной Кореи и Японии
Целью встречи Пак Чин, Ван И и Ёко Камикава было возобновление после пандемии регулярного диалога в таком формате, который берет свое начало в 2007 году. Также министры обсуждали перспективы проведения трехстороннего саммита глав государств, которые не проводились с 2019 года из-за пандемии коронавируса.
В итоговом коммюнике сказано, что министры выступили за сотрудничество ради мира и процветания в регионе, а также за развитие контактов трех стран в сферах гуманитарных обменов, науки, технологий, устойчивого развития, здравоохранения, экономического сотрудничества, торговли и безопасности.
Стороны также обменялись мнениями по поводу запуска КНДР ракеты-носителя Чхоллима-1 с разведывательным спутником Манригён-1, который был осуществлен 21 ноября. Как считают Токио и Сеул, это было сделано при помощи России. Главы МИД Японии и Южной Кореи осудили запуск. Китай — нет. Глава внешеполитического ведомства Японии заявила о необходимости усилий по обеспечению полной денуклеаризации Корейского полуострова. Важно, что министры подтвердили согласованную позицию: мир и стабильность на Корейском полуострове являются общими интересами не только Южной Кореи, Китая и Японии, но и всего мира, и договорились продолжить общение на различных уровнях для решения ядерной проблемы КНДР.
Министр иностранных дел Республики Корея назвал разработку Северной Кореей ядерного оружия и запуск разведывательного спутника «и другие провокационные запуски баллистических ракет» одной из главных угроз миру и безопасности региона. Это стандартная трактовка ситуации по версии США и их союзников. Как будто они сами с их ядерными арсеналами не являются «угрозой миру».
Японский министр также озвучила позицию Токио по Ближнему Востоку и Украине, поприветствовав достижение гуманитарного перемирия в секторе Газа и подчеркнув намерение японских властей продолжить оказание помощи Киеву и введение санкций против Москвы. Китайский министр это все выслушал. Китай не против денуклеаризации Корейского полуострова, но ее в конечном счете отвергают США и их союзники в регионе, что и привело к развитию северокорейской ракетно-ядерной программы. Ну а против перемирия в Газе выступают разве что радикалы в Израиле и США, но уж точно не Китай.
Встреча в Пусане. Фото: министерство иностранных дел Японии
В Японии и Республике Корея обозреватели считают, что опасения Китая относительно резкого сближения КНДР и России дают дополнительный простор для переговоров в формате КНР-Япония-Южная Корея. Мол, Пекин не хочет уступать пальму первенства во влиянии на Пхеньян. Ну, пусть так считают. На самом деле здесь нет никакой конкуренции между РФ и КНР. К тому же китайцы так преуспели в обходе санкций и поддержке Северной Кореи, что нам до них очень далеко. А Пекин не предаст своего северокорейского союзника, за которого в свое время воевали миллион китайских добровольцев.
Российские СМИ акцентируют внимание на том, что главы МИД Южной Кореи, Китая и Японии в ходе переговоров в Пусане не смогли согласовать дату проведения очередного трехстороннего саммита лидеров трех стран. Но такая цель и не ставилась. Все детали встречи на высшем уровне будут согласованы в рабочем порядке по дипломатическим каналам. Хотя министры трех стран подтвердили готовность провести саммит «в возможно короткие взаимно удобные сроки». Скорее всего это будет начало следующего года.
Гораздо важнее то, что есть принципиальная готовность к его проведению. Ведь еще год назад в период обострения вокруг Тайваня об этом не могло быть и речи, поскольку Япония довольно активно поддержала Тайбэй и своих американских союзников в этом споре по поводу независимости острова, юридически являющегося частью КНР. Сейчас, после наступившей разрядки между КНР и США и визита председателя КНР Си Цзиньпина в Америку, такая встреча стала возможной. И все это вместе можно зачесть в актив китайской дипломатии, проявляющей, где надо, гибкость. Разногласия не мешают искать компромисс.
Как это делается, можно судить по тому, что перед трехсторонней встречей китайский министр встретился со своей японской коллегой. И выдвинул базовые условия для продолжения «перезагрузки» отношений. Вот они.
Прежде всего, сторонам нужно обеспечить правильное понимание друг друга. Оно состоит в том, что Пекин и Токио являются партнерами, а не угрозой, и им следует придерживаться мирного развития диалога, подчеркнул глава МИД КНР. Кроме того, Китаю и Японии следует внимательно учитывать и уважать взаимные озабоченности по ряду вопросов. Так, Токио должен выполнять свои обязательства по тайваньскому вопросу и воздерживаться от вмешательства во внутренние дела КНР, отметил Ван И.
Наконец, Пекин и Токио должны, укрепляя сотрудничество, общими усилиями противостоять антиглобализации и протекционизму. Важно также содействовать стабильности и бесперебойному функционированию производственно-логистических цепочек.
То есть никаких взаимных «наездов», учет «взаимных озабоченностей», никакой поддержки тайваньского сепаратизма, никаких экономических санкций и протекционизма. Иначе и дальнейшей нормализации не стоит ожидать, и трехсторонний саммит будет согласовываться еще неопределенно долгое время.