Камала Харрис унаследует Белый дом в случае ухода Байдена

Хотя к ней критически относятся 49% избирателей, это абсолютный анти-рекорд. 

Своеобразное чувство юмора американских президентов подчас производит эффект вулканического извержения. В конце ноября во время посещения предприятия CS Wind в штате Колорадо президент США Джо Байден, заметив в руках рабочего некий прибор, прокомментировал: «Мой морской пехотинец носит что-то похожее — у него там код, чтобы взорвать мир».

Наверняка у многих с хорошей памятью эта реплика произвела эффект дежавю. Предшественник Байдена, голливудский актер Рональд Рейган, утвержденный тогдашним «глубинным государством» на роль президента США, перед радиообращением в качестве пробы голоса для звукооператора, не подозревая, что микрофон включен и все мигом попадет в эфир, произнес шутливо:


«Мои соотечественники американцы, я рад сообщить вам сегодня, что подписал указ об объявлении России вне закона. Бомбардировка начнется через пять минут» (My fellow Americans, I’m pleased to tell you today that I’ve signed legislation that will outlaw Russia. We begin bombing in five minutes).


В Москве рейгановскую шутку не оценили. Последовал официальный вербальный демарш:


«ТАСС уполномочен заявить, что в Советском Союзе с осуждением относятся к беспрецедентно враждебному выпаду президента США. Подобное поведение несовместимо с высокой ответственностью, которую несут руководители государств, прежде всего обладающих ядерным оружием, за судьбы собственных народов, за судьбы человечества».


В пору Второй мировой войны бытовало выражение «Loose lips sink ships», что можно перевести как «Скажешь сдуру „Пли!“ — потопишь корабли». Сегодня в ходу другой мантрический оборот: «Words have consequences» (Сказанное имеет последствия). Ирония судьбы еще и в том, что исторические параллели на этом не заканчиваются. Тогда Рейган, как и сейчас Байден, должен был отстоять на ноябрьских выборах свое право остаться в Белом доме на второй срок.

Оговорки Байдена стали его фирменным стилем. Во время той же поездки на Средний Запад он перепутал имя своего недавнего высокого гостя — китайского лидера Си Цзиньпина. Должно быть, помощники не успели снабдить его картонками с подсказками. По совокупности регулярных оговорок и неадекватных реакций «Сонный Джо» уже перешел в разряд хромых уток. Рейтинг его популярности снизился до 40%, причем в молодежной среде показатель еще ниже — 31%.

Неудивительно, что беспокойство в стане демократов растет. Тем паче, что в последние недели поток неутешительных новостей, касающийся Джо Байдена, стал напоминать девятый вал. Ударом под дых можно считать откровение бывшего врача президента США Ронни Джексона (он республиканец и член палаты представителей Конгресса США от штата Техас), который, по сути, поставил Джо Байдену диагноз. Диагноз этот неутешителен:


«Я следил за здоровьем трех президентов. Быть верховным главнокомандующим и руководителем государства — это изнуряющая работа. Умственно и физически этот человек не может ее выполнять. Он доказывает это каждый день. Будет хуже. Невероятно, как он деградировал. Его физические и когнитивные способности больше не подходят для его должности».


Практически в одно и то же время Джеймс Комер, глава Комитета по надзору Конгресса США, провел пресс-конференцию, где обнародовал последние установленные факты в деле о коррупции семьи Байдена. Напомним, что найденный случайно «ноутбук из ада» сына президента Хантера Байдена превратился в компендиум всевозможных грехов (в их числе — употребление наркотиков и алкогольных напитков, секс с малолетними).

В докладе некоммерческой исследовательской группы Marco Polo на 634 страницах содержатся свидетельства, подтверждающие 459 случаев нарушения сыном президента закона. Его можно обоснованно обвинить в 140 преступлениях, связанных с бизнесом, 191 преступлении, связанном с сексом, и в 128 преступлениях, связанных с наркотиками. Скрупулезные блогеры подсчитали: если Хантер Байден встал на скользкий неправедный путь в 18 лет, то в среднем он совершал по одному преступлению в месяц.

Джеймс Комер публично объявил, что папа, то есть Джо Байден был прекрасно осведомлен о коррупционных схемах, использованных его сыном и более того — сам извлек их них выгоду.

Речь идет, скорее всего, о крупных суммах, которые Хантер Байден получал в качестве члена совета директоров частной газовой компании Украины «Бурисма» (Burisma Holdings), получившей лицензию на разработку месторождения в Львовской области. В конце сентября 2020 года на свет появился доклад под названием «Хантер Байден, „Бурисма“ и коррупция: влияние на политику правительства США и связанные с этим проблемы».

Джо и Хантер Байдены. Фото: Manuel Balce Ceneta / AP

Не исключено, что в поле зрения следователей также находится коллаборация Хантера Байдена и фармакологических концернов, составляющих костяк того, что называют «биг фарма». Известно, что фирма Хантера Байдена инвестировала в компанию Metabiota из Сан-Франциско, которая сотрудничала с EcoHealth Alliance, которая, в свою очередь, партнерствовала с Уханьским институтом вирусологии. А между тем, именно Ухань называли отправной географической точкой распространения коронавируса и начала пандемии COVID-19.

Подоспели и очередные опросы общественного мнения. И хотя американцы, естественно, более озабочены делами домашними, показательно, что 64% потенциальных избирателей сочли, что Байден неудовлетворительно справляется с украинским кризисом.

Но, естественно, основной темой «кухонных» обсуждений служит удорожание жизни. При Байдене расходы на покрытие повседневных потребностей (хлеб, молоко, кока-кола, гамбургер, мюсли и т.д.) выросли на 11400 долларов в год. И хотя цена за галлон бензина снизилась, осадок от недавнего феерического взлета этой критической субстанции для поголовно автомобилизированной нации остался.

Самым оглушительным оказался опрос, проведенный совместно с Сиенским колледжем газетой «Нью-Йорк таймс», остающейся верным глашатаем неолиберальной ортодоксии. Оказалось, что в пяти из шести штатов, называемых «колеблющимися» или являющимися «полем битвы» (swing states or battleground states), Трамп гарантированно возьмет верх над Байденом. А ежели конкуренцию ему составит Камала Харрис, то все шесть проблемных штатов (Джорджия, Невада, Аризона, Мичиган, Пенсильвания и Висконсин) отдадут свои симпатии и голоса жаждущему реваншу эксцентричному политику-любителю.

Словом, если суммировать, то цепочка последних по времени событий в США выстраивается в симптоматичную тенденцию. Пользуясь новоязом, столь любимым менее сдержанными в выражениях блогерами, Байдена, похоже, начинают «сливать».

Означает ли это, что второй номер в администрации США Камала Харрис готовится (или ее готовят) заместить Байдена на посту президента США, причем уже на этапе праймериз — на этапе первичных внутрипартийных выборов? Формально, она обязана ежеминутно и ежечасно быть готовой к такому резкому повороту событий. В американском политическом фольклоре прописана ироничная мысль о том, что у вице-президента США есть, мол, одна святая обязанность: каждое утро справляться о здоровье президента. Для американцев, у которых амбиции, тщеславие и личный карьерный успех венчают пирамиду жизненных ценностей, эта шутка воспринимается совсем не как шутка.

Причина еще и в том, что, согласно 25 поправке к Конституции США, в случае «выбытия» главы государства по причине естественной смерти, гибели (как это случилось 60 лет назад, когда убили Джона Кеннеди) или отречения (по состоянию здоровья) вице-президент занимает его место, притом не в качестве временно исполняющего обязанности, а именно в роли полноценного президента.

Беглый обзор последних публикаций с упоминанием Камалы Харрис и ссылок на ее появление в эфире, включая эксклюзивные интервью, позволяет предположить, что пиаровская подсветка этой фигуры стала интенсивнее. Случайностей в коммуникационной политике Белого дома не бывает. Эрго, это может свидетельствовать о подготовке к возможной рокировке в случае, если достопочтенный 81-летний дедушка будет вынужден отречься от престола.

Камала Харрис и Джо Байден. Фото: AP

Другим подтверждением этому запасному сценарию стоит посчитать слова Трампа в интервью бывшему ведущему Fox News Такеру Карлсону: чем явственней Камала Харрис примеривает мантию президента США, тем очевиднее, что она ей не по размеру. А бывший посол США при ООН Никки Хейли, претендующая стать номинантом от республиканцев вместо Трампа, заявила, что голосование за Джо Байдена в ноябре следующего года равнозначно, в действительности, голосованию за президента Камалу Харрис.

Самое время пристальнее вглядеться в первого темнокожего политика азиатского происхождения на посту вице-президента, у которой в послужном списке пост генерального прокурора Калифорнии (2011–2017) и сенатора от этого же штата (2017–2021).

Какие шансы у Камалы Харрис подхватить знамя партии осла и водрузить его над Белым домом? Ни один из опрошенных 75 авторитетных политиков и чиновников из ее окружения, говорится в фундаментальном очерке о вице-президенте журналиста Эстида Херндона (Astead W. Herndon) на страницах «Нью-Йорк таймс мэгэзин», вышедшем в середине октября, не оценивает высоко ее шансы взлететь еще выше по той причине, что есть «проблема ее восприятия в обществе, самореализующаяся спираль негативной прессы и плохих результатов опросов, усугубляемая такими факторами, как расизм и сексизм» (a public perception problem, a self-fulfilling spiral of bad press and bad polls, compounded by the realities of racism and sexism).

Не добавляют ей популярности и оговорки при беседе с журналистами (хотя — кто без греха?). В интервью Бену Уитекеру (Ben Whitaker) ведущему популярной передачи «60 минут», на вопрос о здоровье президента Байдена она бросила двусмысленную фразу, мол, он «очень даже жив» (very much alive).

Не стоит удивляться, что, согласно исследованию NBC News, 49% избирателей критически относятся к Камале Харрис — это абсолютный антирекорд для вице-президента с начала таких опросов в 1989 году.

Тем не менее, в администрации Обамы-Клинтон-Байдена заблаговременно, как утверждает Эстид Херндон, начали пиаровскую блиц-кампанию (a public-relations blitz) в пользу Камалы Харрис. Не случайно именно она 13 раз фигурирует в видеоролике, анонсирующем заявку Байдена на переизбрание в 2024 году. Прошла утечка информации, что крупные чиновники в администрации США настоятельно рекомендовали членам партии (демпартии) прекратить критические высказывания в адрес Харриса в интервью журналистам.

Похоже, что демократы начинают реализовывать запасной вариант президентской кампании, для чего аккуратно лакируют образ Камалы Харрис. Тем самым, что вполне рационально, они намереваются заранее подстелить соломку там, где могут поскользнутся на банановой кожуре, если случится скоропостижное выбытие Джо Байдена из президентской гонки. В ближайшие месяцы станет окончательно ясно, произойдет или нет замещение «плана А» на «план Б».