Николай Стариков: В движении России и Беларуси нет ведомого и ведущего

Собеседник GEOFOR Николай Стариков — писатель, член Центрального Совета партии «Справедливая Россия — За правду»

foto

Фото: Владимир Астапкович / ТАСС

— Николай Викторович, как в 2023 году развивались российско-белорусские отношения, и какой пример Союзное государство подает миру?

— Можно констатировать, что Союзное государство России и Беларуси становится все более «союзным». Проводятся согласованные совместные действия во внешней политике. На территории Беларуси уже размещено российское тактическое ядерное оружие, то есть вопросы обороны также детально обсуждаются и совместные решения не вызывают никаких сомнений. Беларусь и Россия осуществляют абсолютно одинаковую политику в тех сферах, которые для наших государств являются принципиальными и важными. Наверное, есть небольшие различия в законодательном поле, которые требуют совершенствования. Но главное, в ключевых вопросах мы занимаем сегодня одну и ту же позицию, и это очень важно, потому что именно в подобной единой позиции заключена, например, сила Запада. Если там принимается какое-то решение, то все члены западного мира должны его соблюдать. Но сегодня мы видим, что это правило на Западе начинает нарушаться. Есть особое мнение у Турции по некоторым вопросам, особое мнение у Венгрии и т.д. И очевидно, что это ослабляет позицию Запада.

Что касается Союзного государства России и Беларуси, то до определенного времени мы тоже видели некоторые разночтения, разницу в подходах. Теперь этого нет, и это явное усиление нашей совместной позиции. Конечно, хотелось бы, чтобы Союзное государство двигалось и дальше в сторону создания единого государства со всеми атрибутами такого государства, изобретенного человечеством, ну или которого, может быть, в истории человечества еще не наблюдали.

Поэтому направление развития очень правильное. Хотелось бы, чтобы к этому процессу подключались и другие участники Евразийского союза и военного блока ОДКБ. Но здесь мы должны констатировать, что Беларусь, с точки зрения России, сегодня является наиболее верным нашим соратником, возможно, именно потому, что мы с ней и есть то самое Союзное государство, которого у нас нет, например, с Казахстаном, Арменией или Киргизией.

— Сейчас интеграционные процессы пошли в ускоренном режиме, чего мы не наблюдали ранее. Что нас сподвигло к этому?

— Хороший политик — тот, который старается любые складывающиеся обстоятельства использовать в пользу тех дел, которые служат для достижения интересов страны, которую он возглавляет. В данном случае мы должны сказать, что политика любого государства меняется под влиянием изменяющихся внешних обстоятельств. Приведу пример из экономической сферы. Россия поставляла газ в Европу. Газопроводы были проложены еще в советские времена. Для того, чтобы увеличить объем поставляемых ресурсов и крепче, в экономическом смысле, привязать Европу к России, мы построили вместе с Германией газопроводы. Американцы их взорвали, а Европа не хочет запускать даже те ветки, которые находятся в работоспособном состоянии, отказывается от российских ресурсов — при том, что она их бесперебойно получала на протяжении десятилетий. Это новая реальность. Теперь Россия больше ресурсов отправляет в Индию и другие страны Глобального Юга. Раньше можно было это делать? Это вопрос. Потому что это требовало перестройки всей экономической модели, логистической модели. Изменяющиеся обстоятельства приводят к изменению подходов. Мы можем также констатировать, что попытка государственного переворота в Беларуси, наверное, развеяла определенные иллюзии руководства республики, если они, конечно, были, но уж точно развеяла иллюзии части белорусской элиты в отношении того, какие цели преследует Запад и какие методы он готов использовать. Поэтому попытка свержения законной власти в Беларуси, конечно же, подтолкнула к интеграционным процессам, но с большим изменением скорости.

— Эти интеграционные процессы стали возможны в Беларуси благодаря некомпрадорскому руководству страны?

— Когда речь идет о союзе двух государств, очевидно, что личность руководителя страны играет большую роль. Когда мы говорим о Союзном государстве, мы не должны забывать, что инициатором создания модели Союзного государства был именно Александр Григорьевич Лукашенко. В свое время Борис Николаевич Ельцин согласился с этим предложением, и процесс создания Союзного государства был запущен. Но после того, как президентом России стал Владимир Владимирович Путин, уже обе стороны стали в равной степени заинтересованы в активном сближении наших государств. Мы помним определенные шероховатости, экономические индивизы, но, как сказал Александр Григорьевич, в этом нет ничего удивительного. Более того, сегодня мы можем констатировать, что в движении России и Беларуси в сторону Союзного государства нет ведущего и нет ведомого — это очень важный фактор.