Исполнилось 45 лет с момента начала реформ и открытости в Китае. Что дальше?
18 декабря 1978 года состоялся, как теперь можно сказать, исторический пленум ЦК Компартии Китая, который принял решения, положившие начало совершенно новой эпохе развития КНР. А тогда (по признанию российских дипломатов) даже в советском посольстве в Пекине не сразу поняли значение произошедшего. Лишь после специального запроса из МИДа стали детально разбираться, что произошло. Оказалось, что для спасения страны, лежавшей в разрухе после «большого скачка» и «культурной революции», руководство КНР решилось на беспрецедентные шаги — введение элементов рыночной (капиталистической) экономики и открытие страны для иностранных инвесторов. Это был поистине революционный шаг со стороны китайского руководства, учитывая господствовавший в Китае того времени догматический социализм и изоляцию от внешнего мира. В то время 80% населения существовали менее чем на доллар в день, а две трети взрослых китайцев не умели ни читать, ни писать, промышленность находилась в глубоком упадке.
В СССР действия китайских властей сходу были названы ревизионизмом, преступлением против марксизма-ленинизма, что ухудшило и без того напряженные отношения с КНР. У нас никто не собирался серьезно разбираться в том, что происходит в Китае, тем более извлекать какой-то опыт для себя. Для понимания, один маленький штрих. В 1982 году, когда уже были видны нетривиальные результаты принятых в Китае решений, руководство Института стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова, в котором учился автор статьи, всячески препятствовало защите диплома по теме «Смешанные предприятия и зоны свободной торговли в Китае». Требовали обязательно осудить действия руководства КНР и написать, что они приведут к реставрации капитализма и краху Китая. А сведения для этой дипломной работы собирались в так называемых специальных фондах хранения, то есть закрытых разделах библиотек, где имелись иностранные газеты и журналы.
Но создание свободных экономических зон с особым режимом налогообложения и изменение отношения к иностранным инвесторам, в результате чего в Китай хлынули инвестиции, были лишь одними из направлений реформ. Так называемые «четыре модернизации» включали реформу сельского хозяйства, промышленности, обороны и науки. Главные изменения коснулись системы хозяйствования на селе, которые позволили уже за несколько лет элементарно накормить голодавшую страну. При этом не потребовалось делать масштабные инвестиции в сельское хозяйство, люди сами начали работать, получив экономическую свободу.
Главное в реформах (в отличие от СССР) было то, что в Китае решили не трогать основы государства, систему государственного управления, во главе которой стояла Компартия. Говоря языком научного коммунизма, планировали модернизировать базис, не меняя надстройку. Народу объяснили, что Маркс не отвергал рыночные методы хозяйства, практика является критерием истины и неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей. То есть никакие реформы не вредны, если они способствуют развитию страны и повышению благосостояния населения.
Здесь есть еще один важный момент. Это тот самый случай, когда «архитектор реформ», лидер КПК и КНР Дэн Сяопин сыграл решающую роль в истории. Он прошел все тяготы китайских экспериментов, был репрессирован и вернулся во власть уже пожилым человеком исключительно для того, чтобы направить страну на правильный путь и облегчить жизнь народу. Он и его соратники разработали детальную стратегию нескольких этапов реформ, их план простирался на 70 лет вперед.
Михаил Горбачев, Дэн Сяопин, Раиса Горбачева. Пекин, май 1989 года. Фото: Corbis / Getty Images
К началу нашей «перестройки» специалистам уже были понятны впечатляющие успехи Китая на пути реформирования. Страна рванула вверх, ВВП рос на 10% и больше ежегодно.
Но у нас все это было проигнорировано. После реставрации капитализма в России отечественные либералы культивировали миф о том, что в нашей стране реформировать экономику было уже нельзя, можно было лишь ее уничтожить. До сих пор бытует мнение о том, что китайский опыт у нас не применим. Дескать, у нас своя дорога.
Однако Китай демонстрирует обратное. Все реформы там проводились крайне осторожно, постепенно, после изучения опыта в том числе мирового (если такой был). Кстати, Дэн Сяопин, который учился в том числе в СССР, использовал идеи Ленина о новой экономической политике. Ведь буквально на его глазах за несколько лет большевики выиграли войну, вытащили страну из разрухи и создали СССР. В Китае, прежде чем ввести какое-то новшество, его апробировали в отдельном регионе или даже в отдельном районе. Решения всегда принимались после консультаций со специалистами и после обсуждения в коллегиальных партийных и государственных органах.
Результат мы можем видеть воочию. По плану Дэн Сяопина, ВВП КНР должен был увеличиться за 40 лет в 4 раза. Но реформы превзошли даже прозорливый взгляд своего «архитектора». Лишь за последние 30 лет валовый национальный продукт Китая вырос в 22 раза (России — в 2 раза). Кстати, ВВП Вьетнама, который во многом копирует китайские реформы, вырос за это же время в 10 раз. Китай стал первой экономикой мира по паритету покупательной способности и вскоре обгонит США по номиналу ВВП. В КНР создан самый большой в мире средний класс — свыше 450 млн зажиточных граждан. Средняя зарплата в КНР уже в 2016 году превысила аналогичный показатель в России. В Китае нет бедных по меркам ООН, а вклад КНР в ликвидацию бедности в мире составил свыше 30%. Китай стал мощной индустриальной державой, обладающей современным хозяйством, конкурирующей за лидерство в технологическом развитии. Радикально изменилась жизнь народа. Сегодня в Китае средняя продолжительность жизни составляет 77,3 года, а коэффициент Энгеля (удельный вес расходов населения на продукты питания в общих потребительских расходах) снизился до 30%. Создана крупнейшая в мире система социального обеспечения, включающая базовое медицинское страхование, охватывающее 1,3 млрд человек, базовое пенсионное страхование, охватывающее почти 1 млрд человек.
Объем экономики КНР занимает ныне почти пятую часть общемирового, Китай лидирует в мире и по внешнеторговому обороту. Фактически план Дэн Сяопина давно выполнен, и страна развивается в новой парадигме, на основе идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой. Так что же дальше?
Западный мэйнстрим пытается внушить, что китайское чудо закончилось, что Китай переживает трудности и вот-вот наступит жестокий кризис. Впрочем, это говорится с регулярной периодичностью, но прогнозы не оправдываются. Действительно, ВВП КНР ныне растет не так быстро, как это было в первые периоды реформ Дэн Сяопина. Но уже давно такая задача и не ставится. Китай перешел к высококачественному развитию, драйвером которого являются инновации, самые современные технологии. Такая парадигма закреплена в основополагающих документах партии и государства. Зримым отражением этой политики является лидерство КНР во многих отраслях, в частности в производстве электромобилей, солнечных и ветряных электростанций. Ныне уделяется больше внимания поддержанию стабильности в стране и обеспечению хороших внешних условий для дальнейших реформ.
Также Китай перешел к политике «двойной циркуляции», что означает упор на развитие внутреннего рынка и потребление при сохранении лидирующих позиций в мировой торговле. Уже много лет Китай наращивает объемы импорта, а для повышения внутреннего спроса перераспределяет доходы в пользу менее обеспеченных слоев населения.
Руководство КНР успешно отвечает на возникающие вызовы внутри и во вне. При этом там опираются на научную экспертизу, на мнения ученых, причем работающих не только в специализированных государственных научных центрах. Причем при анализе, помимо западных подходов, используется китайская методология, социалистическая. Например, многие годы западные эксперты предрекали Китаю тяжелый кризис на рынке жилья. Но вот недавно эта страна показала, как умеет справляться с возникающими проблемами. Делается это с применением командно-административных методов. Такие же методы применяются для регулирования деятельности крупнейшего бизнеса, как это проявилось в отношении компании «Алибаба». Рынок — рынком, а социализм никто не отменял. Такие методы регулирования возможны, поскольку в Китае Компартия является руководящей силой, а государство занимает командные высоты в экономике. Можно предположить, что по мере нарастания внутренних противоречий и внешних угроз, социализма будет все больше. Ведь не стоит забывать, что страна развивается на основе идей Си Цзиньпина о «социализме с китайской спецификой».
Причем цели и задачи четко определены и внесены в основополагающие документы. Ныне Китай работает над реализацией первого этапа превращения Китая в «великую социалистическую державу инновационного типа». Эта цель была обозначена еще в октябре 2017 года на XIX съезде Компартии Китая. На первом этапе (с 2020 по 2035 годы) будет осуществлена социалистическая модернизация, усилен экономический и научно-технический потенциал страны. Китай станет одним из «инновационных» лидеров мира. На втором этапе (с 2035 по 2049 годы) будет продолжен курс на общее укрепление и обновление страны с упором на повышение благосостояния населения, качества жизни, построение «прекрасного Китая» (то есть на экологию), цивилизованность и культуру. Вторая «столетняя» задача Китая — построение к 2049 году (100-летию КНР) «общества всеобщего процветания» — означает обеспечение всем гражданам КНР уровня жизни, сравнимого с уровнем самых развитых западных стран мира, и мирового лидерства страны по всем ключевым параметрам. В более широком смысле это называется «мечтой о возрождении китайской нации». И эта задача, несомненно, будет реализована. Залогом тому — соответствующая государственная структура, адекватный уровень управления, консолидация общества, объединенного стремлением достигнуть этой цели, а также высокий уровень развития секторов хозяйства. Все это —результат проведения реформ, начатых 45 лет тому назад.