Американо-турецкие отношения и С-400

17 июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что он проинформировал президента США Джо Байдена о том, что Анкара не намерена предпринимать новых шагов по разрешению и урегулированию споров вокруг американского проекта истребителя F-35, а также покупки у России систем ПВО С-400.

Напомним, встреча лидеров Турции и США состоялась 14 июня, а по ее завершению партнер Эрдогана по альянсу, лидер Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели раскритиковал США за сотрудничество с курдскими Отрядами народной самообороны (YPG). Помимо этого, он добавил, что НАТО оказалось неспособным решать проблемы безопасности Турции.

Переговоры Эрдогана и Байдена состоялись на полях саммита НАТО в Брюсселе и продолжались полтора часа. В Институте Ближнего Востока (ИБВ) считают, что встреча не принесла каких-то значимых результатов.

Согласно оценкам экспертов американского аналитического центра IHS Global Insight, тот факт, что в Турции намерены и дальше продолжать пользоваться российскими системами ПВО, будет оказывать негативное влияние на отношения Анкары и Вашингтона на протяжении всего 2021 года.

При этом санкции, которые в Белом доме ввели против Турции в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций»» (CAATSA), направлены на то, чтобы в Анкаре все же исключили системы С-400 из сил обороны страны.

Однако нельзя отрицать и того факта, что, Эрдоган определенно нацелен на то, чтобы отношения между странами начали выходить из крутого пике и постепенно улучшались. В этом контексте в Global Insight подчеркивают, Турция активно позиционирует себя как важного члена НАТО, который может уравновесить российское влияние в Ливии, Сирии, на Украине и Южном Кавказе, особенно продавая турецкие беспилотники Bayraktar TB2 Баку, Варшаве и Киеву.

Эксперты ИБВ в целом разделяют оценки американцев по данному вопросу, подчеркивая, что Турция старается везде преподносить себя как страну, которая способна вносить свой вклад в решение многих проблем.

Отметим также, что в Анкаре делают акцент на активном развитии иранской беспилотной программы. Так, за последние несколько недель Центральное командование США неоднократно предупреждало о растущей угрозе для американских войск в Ираке от возможных ударов беспилотников, запущенных поддерживаемыми Ираном группировками.

В Global Insight, со ссылкой на собственные источники, связанные с турецкими властями, добавляют, что факт снятия с боевого дежурства, а, тем более, полный отказ от использования систем С-400 поставит под угрозу существование коалиции между Партией справедливости и развития (ПСР) Эрдогана и Партией националистического движения.

При этом, исходя из того, что поддержка ПСР в мае составила порядка 30%, на сегодняшний день можно констатировать, что турецкие власти вряд ли пойдут на риск, проводя досрочные президентские и всеобщие выборы.

Вместо этого, американские аналитики предполагают, что Турция и США сосредоточат свое внимание на других аспектах сотрудничества. Среди них – Афганистан и Ирак. В том числе – потенциальное управление Турцией Кабульским аэропортом и сотрудничество в области безопасности против Рабочей партии Курдистана (РПК) в Ираке.

Эту версию подтверждает и Асли Айдинтасб, старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям, который заявил: «Турция, похоже, заинтересована начать новую страницу отношений с США, но ей мало что можно предложить — кроме, возможно, миротворчества в Афганистане».

Иными словами, кроме частичной и вряд ли адекватной замены американских военнослужащих турецкими, Анкаре нечего предложить Вашингтону. Неясно и то, насколько Белый дом заинтересован в такой рокировке. А пока американская сторона не увидит, что Турция может быть полезной в плане решения задач, являющихся для неё приоритетными и тем более срочными, особых подвижек в отношениях со строптивым партнером не предвидится.

При этом если Турция действительно примет поставку второй партии ракетных систем С-400 из России в 2022 году, санкции США, как и планировалось Байденом, вероятнее всего, будут расширены. Причем их удар придется на экономику, в частности, возможна блокировка кредитования турок со стороны официальных финансовых учреждений США, а также ввод персональных санкций в отношении ключевых лиц в турецком оборонном и энергетическом секторах. А это, в свою очередь, скорее всего, подтолкнет Эрдогана на дальнейшее расширение сотрудничества с Россией и Китаем.

Фото: liport.ru