27-28 декабря в Пекине состоялось совещание ЦК Компартии по внешнеполитической работе и дипломатии
В нем участвовало все высшее руководство КНР: члены постоянного комитета политбюро ЦК КПК Ли Цян, Чжао Лэцзи, Ван Хунин, Цай Ци, Дин Сюэсян и Ли Си, а также заместитель председателя КНР Хань Чжэн. Это был общий сбор всех ответственных за внешнюю политику. На совещании присутствовали члены политбюро ЦК КПК, члены секретариата ЦК КПК, должностные лица Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, члены Государственного совета, председатель Верховного народного суда, генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры и руководители Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая. В совещании также приняли участие члены Комиссии ЦК КПК по иностранным делам, должностные лица соответствующих ведомств провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, городов, а также послы Китая, генеральные консулы в ранге послов, представители международных организаций и т.д. Все это говорит о том, какое значение в КНР придают внешней политике и обеспечению благоприятных внешних условий для развития страны и всеобщего мира.
С программным докладом к участникам совещания обратился генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР и председатель центрального военного совета Си Цзиньпин. Как сообщает Синьхуа, он «представил систематический обзор исторических достижений и ценного опыта дипломатии крупной страны с китайской спецификой в новую эпоху, подробно рассказал о международной обстановке и исторической миссии Китая для проведения внешней работы на новом пути, а также всеобъемлющие планы внешней политики Китая на текущий и предстоящий периоды». Разумеется, всех деталей широкой публике не сообщают, но важнейшие вещи были обнародованы.
Фактически это было подведение итогов работы за десятилетие, в течение которого КНР под руководством Си Цзиньпина концептуально перестраивала свою внешнюю политику и дипломатию.
Суть этой перестройки, как представляется, в отходе от нейтрального и острожного стиля работы к более активному и наступательному, от дипломатии страны третьего мира к дипломатии сверхдержавы, ответственной за судьбы всего мира. Это и период выдвижения концептуальных программ внешней политики и формирования философии внешней политики КНР, основанной на отказе от насилия, учете мнений, консультациях и стремящейся к взаимопониманию.
Совещание подтвердило, что в основе отношений Китая с миром будут и впредь лежать идеи Си Цзиньпина о дипломатии с китайской спецификой в новую эпоху, идея сообщества человечества единой судьбы, идея глобальной безопасности, реализующиеся в том числе с помощью глобальных инициатив КНР типа программы «Пояс и путь», которые будут продолжены.
По словам Си Цзиньпина, Китай и дальше станет формировать обширную сеть партнерства для обеспечения стабильного развития, основанного на принципах уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела. КНР также продолжит «принимать все более активное участие в глобальном управлении и играть ведущую роль в реформировании международной системы и миропорядка». Все это будет делаться на основе усиления единого централизованного руководства ЦК КПК во внешней политике и углубления координации работы всех участников этой работы.
Некоторые из главных концептуальных положений расшифровал член политбюро ЦК КПК, руководитель канцелярии ЦК КПК по международным делам и министр иностранных дел Ван И. Например:
«Между сотрудничеством и конфронтацией мы непоколебимо выбираем сотрудничество. Отношения между крупными государствами влияют на стабильность мирового порядка, и Китай всегда считал, что крупные державы должны иметь высокие стремления и нести большую ответственность».
«Мы решительно выступаем против гегемонизма и политики грубой силы, против монополии меньшинства стран в международных делах», — заявил Ван И. Как было сказано на совещании, Китай за «равноправный и упорядоченный многополярный мир, в котором все страны, большие и малые, равны, гегемонизм и политика силы отвергаются, а демократия действительно продвигается в международных отношениях».
Для реализации целей и концепции внешней политики КНР страна сконцентрируется на некоторых основных направлениях, в частности, на развитии международных механизмов, альтернативных ориентированным на Запад структур, то есть имеется в виду дальнейшее укрепление и расширение БРИКС и ШОС, «увеличение представленности и голоса развивающихся стран в системе глобального управления». Не последнее место здесь занимает Россия.
«Мы продолжаем углублять всеобъемлющее стратегическое сотрудничество Китая и России, содействовать развитию и возрождению наших стран, поддерживать движение мира к многополярности и способствовать демократизации международных отношений», — подчеркнул Ван И. Нельзя не заметить, что здесь наши взгляды совпадают.
Еще одно направление — отмена односторонних санкций и отказ от протекционизма и торговых барьеров.
«Мы всегда будем придерживаться принципов справедливости и беспристрастности, выступать за построение равноправного и упорядоченного многополярного мира, претворять в жизнь настоящий мультилатерализм и способствовать демократизации международных отношений», — заявил Ван И.
Особую активность китайской дипломатии можно ожидать в сфере урегулирования международных конфликтов. Как сказал Ван И, Китай намерен «всесторонне обеспечивать справедливость и беспристрастность в глобальной безопасности, активно содействовать примирению, играть конструктивную роль в урегулировании глобальных и региональных горячих точек, таких как палестино-израильский конфликт и украинский кризис».
Какие конкретно события в мире привлекут особое внимание китайской дипломатии? Прежде всего, это выборы на Тайване 13 января с.г., от которых многое зависит в реализации идеи мирного возвращения острова «в лоно родины». Это и выборы президента США в ноябре, которые могут определить вектор развития китайско-американских отношений на предстоящий президентский срок.
От выборов в Европейский парламент в июне в определенной мере зависит состояние отношений КНР-ЕС, которые еще не достигли уровня перезагрузки, состоявшейся между КНР и США. В Пекине будут внимательно следить также за весенними всеобщими выборами в Индии, отношения с которой, несмотря на усилия Пекина, пока остаются сложными.
Можно также предположить, что представители КНР, в том числе председатель КНР Си Цзиньпин, активно будут участвовать в международных форумах, включая саммит G-20, АСЕАН, БРИКС, ШОС и других. Си Цзиньпин свободен от каких-либо электоральных событий в своей стране и может уделить внимание международной повестке.