Новое для российских ВС транспортное средство успешно дебютировало в 2023 году.
В предновогодние дни Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России сообщил об очередном успешном применении мобильного варианта противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) «Корнет».
На Артемовском направлении разведчики костромского гвардейского воздушно-десантного полка обнаружили передвижение украинского бронеавтомобиля, перевозящего личный состав к линии боевого соприкосновения (ЛБС). Для его уничтожения был задействован расчет ПТРК «Корнет». Оперативно выдвинувшись на передовую, десантники совершили пуск противотанковой управляемой ракеты (ПТУР). Стрельба велась с расстояния около пяти километров, что ничуть не помешало точно поразить цель: машина противника была уничтожена первым пуском. Буквально через несколько минут украинская артиллерия начала обстрел позиции, с которой стреляли российские солдаты. Но пушки били по пустому месту. Мгновенно покинуть опасную зону десантникам помогло новое для российских войск, но все чаще применяемое в зоне ведения боевых действий транспортное средство — багги.
Первые в истории багги перевозили... чипсы и минеральную воду по калифорнийским пляжам. Тогда небольшая американская компания Chenowth в 1950-х стала за бесценок скупать на свалках старых «жуков» — автомобили Volkswagen. С них снимались все кузовные детали и устанавливалась рама из стальных труб. Высокий просвет и заднее расположение двигателя позволяли такому buggy («жучку») быстро бегать по песку. Вскоре на легкий автомобиль высокой проходимости обратили внимание военные, и Chenowth получила первый заказ от Пентагона на изготовление патрульных машин. Использовали багги в основном военнослужащие Корпуса морской пехоты США. Например, неплохо «жучки» проявили себя во время военной операции «Буря в пустыне». Сегодня багги стоят на вооружении многих армий мира.
Усовершенствованная легкая ударная машина Chenowth
В России традиционно не любят мелочиться, поэтому долгое время в Вооруженных силах отдавали предпочтение армейским модификациям огромных грузовиков, разве что в войска поставлялись еще и компактные «уазики». Впрочем, гигантомания проявлялась не только в этом: еще несколько лет назад не предполагалось, что решающим фактором для хода и исхода современного боя могут стать летающие беспилотники. Но так же традиционно долго запрягающие русские начинают ездить очень быстро. Как в ходе специальной военной операции семимильными шагами происходят сейчас у нас разработка и выпуск воздушных дронов, так и стремительно налаживается серийный выпуск для подразделений специального назначения автомобильных «коньков-горбунков» повышенной проходимости. На вооружение Воздушно-десантных войск, армейской разведки и оперативных подразделений Росгвардии уже приняты мотовездеход (квадроцикл) АМ-1, снегоход АС-1 и скоростные багги «Чаборз». Эти созданные полностью из отечественных комплектующих «тачанки XXI века» по параметрам проходимости и грузоподъемности уже не уступают, а в чем-то и превосходят зарубежные аналоги.
По-чеченски «ча» — это медведь, «борз» — волк, а «медведеволк» «Чаборз» — это боевые багги. Они разработаны и производятся на базе РУСа — действующего в Гудермесе Российского университета спецназа. Такая машина создавалась в качестве своеобразного ответа «джихадмобилям», которые использовались боевиками террористических организаций в Сирии, Ираке, Афганистане, Ливии и других горячих точках. В итоге получилась отличная дозорная машина для спецназа и для подразделений армейской разведки. Багги максимально соответствует тем задачам, которые стоят перед группой разведчиков во время ведения боевых действий. Машина легкая, практичная, с отменной проходимостью, способная форсировать водные преграды, погружаясь практически по грудь водителя, быстро перемещаться по горно-лесистой и болотистой местности, перевозить груз почти до полутонны.
Cкоростные багги «Чаборз»
Сейчас «Чаборзы» выпускаются в двух модификациях — М3 и М6. Цифры означают число перевозимых бойцов. «Чаборз» возможно использовать (и сейчас в зоне проведения СВО их активно используют) в варианте машины огневой поддержки, установив в кормовой части 30-мм автоматический станковый гранатомет АГС-17 или АГС-30, а также противотанковый комплекс «Корнет». Основные преимущества этих багги — «неубиваемость» на любой дороге и способность преодолевать высокие препятствия с большим углом подъема. На них можно передвигаться и по дорогам общего пользования, и по бездорожью. На асфальте достигается разгон до 150 км/ч, на пересеченной местности — до 100 км/ч. Модификация с 30-литровым бензобаком на одной заправке способна проехать около 250 км. У «Чаборза-М3» механическая пятиступенчатая коробка передач, дисковая тормозная система с вакуумным усилителем тормозов и электроусилитель руля. Собственная масса багги около 400 кг, при этом грузоподъемность — до 350 кг.
«Чаборз-М6» — «зверь» покрупнее. Это полноприводный автомобиль с мощностью мотора в 320 лошадиных сил. По дороге он разгоняется до 160 километров час. Вес багги около 800 килограммов.
По сути, багги обоих моделей — трансформеры: машины переформатируются под конкретную задачу за минимальное время. На них можно атаковать, вывозить раненых или подвозить боеприпасы. Достоинства «Чаборзов» в полной мере оценили военнослужащие Новороссийского десантно-штурмового горного соединения ВДВ. Действующие на Запорожском направлении спецоперации мобильные группы новороссийских десантников «закошмарили» противника, внезапно появляясь в разных местах ЛБС и уничтожая украинскую бронетехнику пусками ПТУР или живую силу — из автоматических станковых гранатометов. Стремительные налеты «тачанок» позволили десантникам сдержать превосходящие силы противника, пытавшегося летом прошлого года наступать в районе населенных пунктов Работино и Вербовое. Сейчас российские военнослужащие на багги с противотанковыми ракетными комплексами «Корнет» активно действуют на Херсонском направлении. В районе Антоновского моста они уничтожают наблюдательные пункты вооруженных сил Украины, бронетехнику и личный состав противника.