«Дитё» и хуситы перекрыли каналы мировой торговли

Два ключевых морских канала — Суэцкий и Панамский, — обеспечивающие проход судов из разных частей света, парализованы. И судя по всему, надолго

В марте 2021 года один из крупнейших контейнеровозов, когда-либо построенных в мире, Ever Given застрял на шесть дней в самой узкой части Суэцкого канала, задержав более 400 судов и нанеся мировому судоходству и товарообороту урон почти на $60 млрд.

Теперь только представьте себе, в какую сумму убытков могут вылиться перебои морского транзита через Суэцкий и Панамский каналы в результате разгоревшихся здесь боевых действий и природного катаклизма.

Оба канала являются важными артериями мировой торговли, значительно сокращающими время транзита и облегчающими перемещение срочных грузов через основные торговые регионы. Каждый канал, хотя и выполняет схожую задачу, обслуживает разные торговые маршруты.

Панамский является важнейшим связующим звеном для Северной и Южной Америки. Суэцкий — ключевым для судов, курсирующих между Европой и Азией.

С начала 2024 года два важнейших судоходных маршрута в мире сталкиваются с угрозами, которые требуют глобального реагирования. Нападения йеменских хуситов на коммерческое судоходство в Красном море вынуждают торговые суда избегать Суэцкого канала и вместо этого огибать мыс Доброй Надежды на юге Африки. Между тем, низкий уровень воды, вызванный засухой и изменением климата, заставляет суда избегать Панамский канал и проходить Магеллановым проливом в Южной Америке.

В результате объемы прохода судов через Суэцкий канал, на который приходится 12% мировой торговли, упали на 40%, а через Панамский канал, доля которого составляет 6% мировой торговли, сократились на 30%.

Суэцкий канал парализован севшим на мель контейнеровозом Ever Given. Фото: EPA-EFE

На сегодняшний день протяженность Панамского канала составляет 81,6 километров, а среднее время прохождения судна через него составляет примерно 25 часов. Согласно отчету The Economist, в среднем через канал ежедневно проходит от 35 до 40 судов, которые, направляясь в более чем 170 стран, перевозят грузы на сумму около $270 млрд.

Сильная засуха, вызванная в ноябре прошлого года природным феноменом тропической части Тихого океана El Niño («Дитё», «Мальчик»), привела к тому, что канал остался без достаточного количества воды, которая необходима для подъема и спуска судов. Это вынудило власти сократить на 36% судоходные переходы и ограничить осадку судов, что значительно снижает вес перевозок. Администратор Панамского канала Рикаурте Васкес прогнозирует продолжительность засухи с января по март 2024 года и оценивает понесенные за это время потери в сумму от $500 до $700 млн.

Альтернативный маршрут предполагает прохождение южной оконечности Южной Америки через мыс Горн, покрывая вдвое большее расстояние, на что потребуется 18 дополнительных дней в пути.

Протяженность Суэцкого канала составляет примерно 193 километра, а среднее время прохождения — от 12 до 16 часов. Он позволяет судам обходить длительный и опасный маршрут вокруг южной оконечности Африки.

По данным The Guardian, ежегодно по Суэцкому каналу проходят около 19000 судов, перевозящих товары на сумму свыше $1 трлн, что делает его одним из ключевых торговых маршрутов в мире.

С 15 декабря 2023 года крупнейшие в мире компании по контейнерным перевозкам — CMA, CGM, Hapag-Lloyd, Maersk и MSC — приостановили свою деятельность в Красном море, по которому должен проходить маршрут из Суэцкого канала. Причина — повстанцы-хуситы начали нападать на суда, идущие в Красное море через Баб-эль-Мандебский пролив в ответ «на военные преступления Израиля в Газе».

Танкеры и грузовые суда у входа в Суэцкий канал, март 2021 года. Фото: AFP

Действия повстанцев помогли Штатам и их союзникам наращивать военно-морскую активность на Ближнем Востоке. «Это международный вызов, который требует коллективных действий», — сказал министр обороны США Ллойд Остин, объявивший о создании международной «целевой группы», которая будет совместно «устранять угрозы» в Красном море. Среди стран-участниц, кроме США и Великобритании, — Бахрейн, Канада, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Сейшельские острова и Испания. Пока же англосаксы уже нанесли десятки авиаударов по Йемену и Ираку.

Но, как США не могут устроить дождь в Панаме, так и их авиаудары мало что сделали для решения кризиса в Суэцком канале, и теперь новый генеральный директор Maersk Винсент Клерк заявил, что перебои в мировом судоходстве, вызванные нападениями на суда в Красном море, вероятно, продлятся как минимум несколько месяцев.

Таким образом, судам придется преодолевать около 6000 дополнительных км, чтобы обогнуть мыс Доброй Надежды, что займет 37-41 день кругосветного плавания вдоль всего африканского континента, чтобы добраться до места назначения.

Financial Times прогнозирует вполне вероятный сценарий, по которому движение судов вообще может прекратиться почти одновременно и по Суэцкому, и по Панамскому каналу.

Какой бы плохой ни была ситуация на Панамском и Суэцком каналах, эксперты говорят, что в 2024 году условия, вероятно, только ухудшатся.

При этом мировых перевозчиков не выручит Малаккский пролив, водный участок шириной 40 км, который отделяет Индонезию на юго-западе от Сингапура и Малайзии на северо-востоке. Ежегодно более 120 000 судов пересекают эти водные пути, что составляет треть мировой морской торговли, перевозится от 70% до 80% всей нефти, импортируемой Китаем и Японией. По стоимости 27,9% товаров, отправляемых по всему миру через этот водоем, намного превышают 16,6% товаров, которые перемещаются по Суэцкому каналу в Египте, согласно данным журнала Communications in Transportation Research.

На этом маршруте торговым судам исторически угрожает пиратство. Согласно Региональному соглашению о сотрудничестве по борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азиатском центре обмена информацией, в первой половине 2023 года в проливе было совершено 38 пиратских нападений, что на 41% больше подобных случаев по сравнению с 2022 годом.

Обострение ситуации на Суэцком и Панамском каналах в очередной раз заставляет задуматься о поиске альтернативных торговых путей.

В марте — апреле 2023 года Россия, Китай и Никарагуа реанимировали на уровне стартовых соглашений строительство через никарагуанскую территорию канала, который соединит Атлантический и Тихий океан. В проекте заинтересованы Венесуэла, Колумбия, Бразилия и десяток стран западной Африки, у которых нет доступа к Панамскому каналу даже за деньги. Против этого проекта активно выступают США, которые владеют монопольным правом на разрешение прохода по Панамскому каналу и активно этим запретительным механизмом пользуются.

Более реалистичными могут стать наземные варианты, они дешевле, менее рискованны и их легче финансировать. Межокеанский коридор перешейка Техуантепек (исп. Istmo de Tehuantepec), представляет собой торговый и транзитный маршрут на юге Мексики, находящийся под контролем Секретариата военно-морского флота, который соединяет Тихий и Атлантический океаны через железнодорожную систему как для грузов, так и для пассажиров, пересекающих перешеек. Межокеанский коридор — 300-километровая железная дорога, которая строится в рамках инфраструктурного плана президента Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, — близок к завершению.

Другая железная дорога, соединяющая тихоокеанский порт Буэнавентура в северной провинции Колумбии Чоко с Карибским морем, — скорее мечта, обозначенная линией на карте президента Колумбии Густаво Петро.

Рассматриваются и автострады. Среди не столь многочисленных — океанический коридор Козерога, двухполосная автомагистраль, проходящая через Боливию, Бразилию, Аргентину, Парагвай и Чили. Его длина в 2250 км слишком велика, чтобы напрямую конкурировать с Панамским каналом в области глобальных перевозок, но может стать полезной альтернативой для торговли Латинской Америки с Азией.

Самым популярным маршрутом судоходства все больше становится Северный морской путь (СМП), который контролирует Россия. Это реальная альтернатива торговым коридорам Суэцкого и Панамского каналов. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Севморпути — более 14 тысяч км (через Суэцкий канал — свыше 23 тысяч км). СМП просто так не заблокировать и пиратам не достать, а у США не хватит сил и средств навязать свою волю и монополию. Причем по мере таяния ледникового покрова движение в его водах будет становиться все более оживленным. С 2014 по 2022 год объемы торговых перевозок выросли на 755%. Причем к 2035 году планируется увеличить их в десять раз по сравнению с уровнем 2022 года.

Климатологи сомневаются, что в этом году Панамский канал наполнится водой до необходимого для прохождения судов уровня, а значит, проблема его пропускной способности будет только возрастать. Политологи утверждают, что США и их союзники в ближайшие не год, а годы не остановят, да и не собираются останавливать кровопролитие на Ближнем Востоке. Если коллективный Запад никак не может повлиять на природные «шалости» «Дитя» (El Niño), то его вина в разыгравшемся кризисе в Красном море очевидна.