Молдавию ждет горячая осень

В республике формируется первый избирательный блок, оппозиционный президенту

По всем признакам молдавскую политику ждут веселые времена: на осень (точная дата пока не определена) намечены президентские, а на 2025 год — парламентские выборы. Действующий президент Майя Санду уже озвучила свои планы добиться переизбрания. И это при том, что уровень ее одобрения составляет на текущий момент 38,6%, это, мягко говоря, немного. А если принять во внимание антирейтинг (т.е. тех, кто категорически не хочет видеть ее переизбрания), который равняется 51,1%, шансы госпожи президента становятся еще ниже.

Кроме того, по данным молдавского Центризбиркома, в ходе прошлогодних местных выборов партии президента «Действие и солидарность» (ПДС), правящей в республике, не удалось получить ни одного кресла мэра в 11 крупных городах. А традиционно эти выборы рассматриваются в Молдавии как своего рода генеральная репетиция перед парламентской и президентской избирательными кампаниями.

Говоря о лидерах оппозиционных партий, справедливости ради стоит отметить: среди условно считающихся как пророссийскими, так и прозападными политиками, тех, кто обладает ярко выраженной поддержкой масс избирателей, тоже не наблюдается. Кроме того, в республике вырисовывается очевидный баланс интересов.

Если схематично представить молдавское общество и политические круги, то налицо следующая картина: 30% выступают за объединение с Румынией, столько же — за самостоятельное вхождение в ЕС и 40% — за интеграцию и развитие сотрудничества в той или иной форме с Россией, Белоруссией и другими странами Русского мира. Такая расстановка политических приоритетов, как отмечает профессор Санкт-Петербургского университета Николай Межевич, не дает ни одной из групп возможности реализовать свою программу. Однако в нынешних геополитических условиях, отмеченных неопределенностью, такой раздрай придает Молдавии определенную устойчивость. Этакую, с позволения сказать, нейтральность.

Тем не менее, гражданка Румынии Санду продолжает всеми доступными ей средствами затягивать республику в ЕС и НАТО. Причем то, как это делается, не добавляет ей популярности.

Вот только два примера недавно принятых решений. Молдавия и Украина договорились о продлении срока либерализации грузоперевозок до конца 2025 года, решение было утверждено по итогам заседания совместной молдавско-украинской комиссии по международным автомобильным перевозкам. То есть в этом году транзит сельхозпродукции через Молдавию будет осуществляться с предоставленной 27-процентной скидкой. И это на фоне протестов восточноевропейских (польских, литовских, венгерских и т.д.) аграриев против ввоза в любой форме, включая транзит, украинских зерновых и масленичных культур. Естественно, радости у молдавских земледельцев это не вызвало, прошли стихийные акции протеста, что было использовано оппозиционными политическими структурами. Так, один из лидеров молдавской оппозиционной партии «Возрождение» Александр Нестеровский заявил:


«Молдавию пытаются превратить в „кусок транзитной земли“ без истории, языка и культуры».


Кроме того, в конце минувшего года парламент Молдавии, где большинство пока контролирует партия президента, принял поправки к Таможенному кодексу, согласно которым с 1 января 2024 года для экономических агентов из Приднестровья отменяется особый режим таможенных экспортно-импортных пошлин. Теперь они должны уплачивать сборы наравне с остальными компаниями Молдовы. Естественно, в Тирасполе новые таможенные пошлины назвали формой экономического давления со стороны Кишинева, заявив, что они приведут к дополнительным убыткам для местных производителей, и ввели ответные меры. Факт, что эти шаги еще больше ухудшат экономическое положение как Приднестровья, так и Молдавии, очевиден.

Но обратим внимание на одну деталь: таможенная война ведется между независимыми странами, а Приднестровье вроде бы рассматривается Кишиневом как часть Молдавии. Или Санду уже готова признать его независимость? Думается, что пока нет. Хотя в одном из своих выступлений госпожа президент высказалась в том смысле, что Молдавия может вступить в НАТО «без Приднестровья». А его куда девать? Ответов на эти вопросы молдавское руководство не дает. Будущее покажет.

Возвращаясь к начинающейся избирательной кампании в республике, отметим первый шаг, который предприняли три оппозиционные политические структуры, ориентирующиеся на Запад.

На днях Партия перемен, Лига городов и коммун (LOC) и Платформа «За достоинство и правду» (DA) объявили о создании политического блока, который выдвинет единого кандидата на президентских, а в перспективе, возможно, и на парламентских выборах.

DA ранее была партнером ныне правящей партии «Действие и солидарность» (ПДС) в блоке ACUM («Cейчас»), но разочаровалась в этом политическом союзе «из-за авторитарных действий президента Молдавии Майи Санду», которая является негласным лидером ПДС.

Как пишут молдавские СМИ, участниками этого тройственного союза будет разработана новая политическая и избирательная позиция для участия в избирательной кампании 2024 года и парламентских выборах 2025 года. Также запланирована организация политических консультаций с представителями других «демократических и проевропейских» партий, экспертным сообществом, представителями гражданского общества для обеспечения политического сотрудничества.

В совместной декларации формирующегося альянса отмечается, что решение объединить усилия «связано с недостаточной эффективностью нынешнего правительства в обеспечении достойного уровня жизни граждан; отсутствием результатов в процессе реформы правосудия и прогресса в борьбе с коррупцией. А также с политизацией объективного процесса европейской интеграции; терпимостью к олигархическим группам внутри правительства; отсутствием ощутимых результатов в акте управления».

Призывы к объединению звучат и с другого политического фланга. Экс-президент Молдавии Игорь Додон, считающийся «пророссийским» политиком, выступил от лица Партии социалистов (ПСРМ), лидером которой он является, с инициативой выставить на предстоящих президентских выборах единого кандидата от оппозиции против Майи Санду. По его словам, в ПСРМ уже начали проводить консультации на эту тему с лидерами некоторых политформирований.

Игорь Додон

Одним словом, в молдавской оппозиции в очередной раз начинаются объединительные процессы, с позволения сказать, по группам интересов. Главным принципом формирования которых является вопрос «против кого на этот раз будем дружить». Это, конечно, хорошо, но хотелось бы, чтобы хоть одно из объединений, помимо критики Санду со товарищи, выдвинуло реальную позитивную программу действий. Но пока в истории независимой Молдавии таких прецедентов не наблюдалось.

Что касается президента, то, как представляется, в оставшееся до выборов время Санду будет ужесточать свою политику на внутреннем фронте. Благо, некоторый опыт в этом у неё уже имеется. Вспомним хотя бы запрет оппозиционной партии «Шор» накануне местных выборов. И это при том, что она была представлена в национальном парламенте. И ничего. Прокатило. Поэтому кто ей помешает повторить удавшийся опыт?

Поднаторела нынешняя власть и в «работе со СМИ». По данным Международного союза свободных журналистов, в 2022-2023 годах «правящий в стране режим закрыл ни много ни мало 12 телеканалов, чья редакционная политика шла вразрез с одиозными, а порой и безрассудными заявлениями руководства страны, а также заблокировал доступ своим гражданам на несколько десятков сайтов» с промолдавским и пророссийским контентом.

Одним словом, в ближайший год Кишинев скучать никому не даст. Будем наблюдать...