В Берлине набирает обороты милитаристская истерия, поутихшая было после вывода 30 лет назад с немецкой территории советских войск
Глава немецкой разведки (BND) Бруно Каль считает, что «президент Путин в случае успеха российских войск на Украине не побоится напасть на страну-члена НАТО».
«Если бы Украина была вынуждена капитулировать, это не утолило бы жажду властвовать у России», — заявил он в интервью еженедельнику Focus, которое было опубликовано 26 января.
По оценкам его ведомства, хозяин Кремля считает своей целью «восстановление былой мощи и великодержавия». Будет скверно, если эта готовность к насилию во внешней политике станет преобладать, и Европа капитулирует перед ней. Западу, как полагает Каль, необходимо отчетливо продемонстрировать свою обороноспособность. Это, дескать, единственный способ остановить наступление с востока. Обер-разведчик скептически оценивает перспективу смены власти в России.
«Даже если бы Путин выпал из окна или пострадал еще каким-либо образом, в его стране хватает тех, кто думает точно так же, как он, и кто будет проводить точно такую же политику», — полагает Каль, который по долгу службы обязан вроде бы разбираться в происходящем и снабжать властные структуры объективными прогнозами.
Напомню, что в ноябре прошлого года министр обороны ФРГ Борис Писториус прямо призвал готовиться «к битве с как минимум равным противником».
«Война вернулась в Европу после жестокого нападения Путина на Украину. Это изменило ситуацию с угрозами. Германия, как самая густонаселенная и экономически сильная страна в центре Европы, должна быть опорой сдерживания и коллективной обороны. <...> Германия должна уметь защитить себя. Мы должны быть готовы к войне», — заявил он на презентации новых «Руководящих принципов оборонной политики».
Практически одновременно вышло аналитическое исследование под названием «Предотвратить следующую войну» весьма солидной конторы — Германского общества внешней политики. Основной вывод: если украинский конфликт будет заморожен, то у стран НАТО останется от пяти до девяти лет, чтобы подготовиться к отражению возможного нападения России на территорию альянса. Аргументы приводятся следующие. За время СВО Россия, дескать, успешно перевела свою экономику в военный режим. Ей необходим этот срок, чтобы пополнить арсеналы, завершить модернизацию оружия, прошедшего обкатку в боевых условиях, укомплектовать и подготовить состав сухопутных войск, которые понесли основные потери в ходе конфликта. Ну а дальше — в атаку. Начальный удар, как прогнозируется, будет нанесен по прибалтийским государствам.
Однако кульминацией милитаристской истерии стало сообщение, что в рамках бундесвера начата подготовка секретного «Оперативного плана по обороне Германии» (OPLAN). Аббревиатура — это калька с Operational Plan, как называются аналогичные разработки Пентагона. Подобных документов в ФРГ не было последние 30 лет. То есть с окончания холодной войны, а точнее — с момента завершения вывода советских войск из Германии. Об этом сообщил начальник штаба территориальной обороны бундесвера генерал-лейтенант Андре Бодеман. Объемный документ (несколько сотен страниц) должен быть готов до конца марта.
25 января в Берлине прошел симпозиум, на котором руководители бундесвера вместе с учеными, представителями спецслужб, Федерального агентства технической помощи (THW), оборонной промышленности, энергетической и логистической отраслей, а также стран-союзников обсуждали детали этой готовящейся директивы.
Судя по утечкам с симпозиума, нынешний расклад сил в Европе кардинально отличается от того, что существовал, когда Западная Германия была на линии соприкосновения с силами Варшавского договора. Теперь ФРГ находится не на переднем крае, а в тыловой зоне. Поэтому, в случае нападения на союзников по НАТО, в ее задачи входит поддержка маршрутов развертывания их сил и снабжения. При этом значительная часть бундесвера будет задействована альянсом для сдерживания и обороны на восточном фланге, а не на немецкой территории.
В военном ведомстве выделяют четыре вида угроз, часть из которых наблюдается уже сейчас. Это распространение фейковых новостей и дезинформации, посредством которых противник пытается повлиять на решения властей, общественное мнение и СМИ; кибератаки на энергетические и телекоммуникационные компании; целенаправленный шпионаж. Еще один вид, как заявил Бодеман, — «диверсии, в том числе со стороны спецназа, нерегулярных сил, которые попытаются вывести что-либо из строя, чтобы тем самым затруднить или предотвратить развертывание войск». Кроме того, критически важная инфраструктура может стать целью атаки с применением баллистических ракет, и Германия, дескать, работает над созданием защиты от таких нападений.
Москву, что само-собой разумеется, настораживает военный психоз, охвативший официальный Берлин.
«То, что Германия встала на путь решительной конфронтации с Россией, — это не секрет», — заявил 26 января пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Он пообещал, что Кремль «внимательно ознакомится» с оперативным планом, который разрабатывается на случай роста напряженности и необходимости защитить ФРГ. После чего, надо полагать, будут сделаны соответствующие выводы и определены, если в этом будет необходимость, меры противодействия.
При этом в ряде наших СМИ готовящийся «OPLAN немецкого разлива» называют «планом по сдерживанию России». А не планом обороны Германии.