В эпоху коронавируса противостояние фармацевтических гигантов, да и государств-производителей вакцин в целом, постепенно набирает обороты. Объясняется это просто: рынок громадный, общемировой, и способен принести огромную прибыль тому, кто сможет его покорить и монополизировать. Только по общим оценкам он оценивается примерно в 300 млрд долларов США.
При этом основных игроков не так уж и много. Это – американо-немецкая вакцина Pfizer, Moderna и Janssen, созданные в США, англо-шведская AstraZeneca, китайские препараты, разработанные компаниями CNBG (Sinopharm), Sinovac Biotech и CanSino Biologics, а также российские вакцины «Спутиник V», «Спутиник Лайт», «ЭпиВакКорона» и «КовиВак».
Само собой, в условиях пандемии COVID-19, когда необходимо привить более семи миллиардов человек, производители вакцин ведут борьбу за каждый регион и каждую отдельную страну. Корпоративные войны в существующей реальности никто не отменял.
Первой под удар американских гигантов попала англо-шведская AstraZeneca. Пока в Соединенных Штатах действовал запрет на экспорт Pfizer, американские производители и власти развернули активную кампанию по дискредитации конкурента.
В СМИ появилось огромное количество сообщений, что AstraZeneca не просто хуже вакцины из США, она опасна для здоровья – способна привести к смерти человека. Справедливости ради отметим, что препарат действительно вызывает случаи тромбоза, но их количество крайне мало для того, чтобы говорить о том, что он опасен.
Ученые и врачи признают, что любая вакцина, даже проверенная годами или десятилетиями, может вызвать побочные явления у порядка 5% пациентов. Это считается нормой, организм у всех разный и реагирует по-разному, тут ничего не поделать.
Тем не менее, удар по AstraZeneca был нанесен сокрушительный. Ее применение было остановлено в Дании, Норвегии, Исландии, Нидерландах, Австрии, Дании, Эстонии, Латвии, Литве, Болгарии, Ирландии, Люксембурге, Германии, Франции, Италии, Испании, Словении, Португалии, Кипре и ряде других стран.
При этом, согласно данным на 10 марта, доподлинно известно лишь об около 30 случаях тромбоэмболических событий на 5 млн европейцев, получивших вакцину. Мягко говоря – не много. В самой же компании заверяют, что изучили данные о состоянии здоровья более 17 миллионов привившихся и выявили 5 случаев тромбоза глубоких вен и 22 случая закупорки легочной артерии. Похожие данные получены после применения большинства других зарегистрированных вакцин от коронавируса, в том числе и американских.
В любом случае, после того, как репутация AstraZeneca была значительно подмочена, настала очередь и остальных конкурентов. На сегодня с высокой степенью уверенности можно говорить, что следующий удар будет нанесен по «Спутнику V». Более того, атака уже началась, и в перспективе будет лишь расширяться и усиливаться.
Вот несколько простых примеров.
9 апреля издание Euobserver сообщило, что российский препарат центра им. Гамалеи стал причиной смерти четырех человек, а шесть других имели серьезные осложнения после вакцинации.
Известная своими антироссийскими взглядами вещательная компания Deutsche Welle в своем материале также подчеркивает смерть 4 человек после применения «Спутник V». При этом отмечается, что эффективность российской вакцины вызывает сомнения, делается акцент на том, что Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA) требует получения от России полных данных об испытаниях препарата.
При этом та же Deutsche Welle заявляет, что необходимо учитывать «ошибки российских исследователей», а ряд ученых из Европы, США, Канады ставят под сомнение достоверность данных, предоставленных разработчиками вакцины. Впрочем, и тут каких-либо достоверных данных для подобных «опасений» нет.
Для понимания масштабов попытки скомпрометировать российских производителей добавим, что похожие бездоказательные обвинения звучали и от других изданий, в том числе Reuters, The Bell, которым вторит недавно признанная иностранным агентом «Медуза».
Даже вполне известное и уважаемое издание Politicoв своем материале задается вопросом, так ли хороша российская вакцина, как о ней говорят.
Ряд западных ученых, к примеру, Энрико Буччи, адъюнкт-профессор биологии Университета Темпл в Пенсильвании, опубликовал несколько критических статей в немецком журнале Der Spiegel, а затем вместе с несколькими коллегами написал более длинную статью в своем блоге.
Депутат Европарламента Виола фон Крамон-Таубадель и вовсе сравнила российскую вакцину с допингом российских спортсменов, в который в Европе многие по-прежнему почему-то еще верят.
Заявляет об опасениях, что «Спутник V» может быть небезопасен, а кампания Москвы по его продвижению в целом вызывает озабоченность, и президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, имеющая репутацию стопроцентно проамериканского политика.
Тут стоит отметить, что эта дама, которая в свое время жила несколько лет в Соединенных Штатах, является ярой сторонницей демократической партии США и давно ориентируется на их политическую линию. Так что не удивительно, что в настоящее время она является главным проводником в руководстве ЕС курса Вашингтона.
Wall Street Journal сообщает, что в России существуют проблемы с поставками всего, что необходимо для производства «Спутника V». Начиная от субстанций, используемых в производстве, а также биореакторов, и заканчивая крышками для сосудов.
Однако, чуть позже, представители Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) сообщили, что производство вакцины идет по графику, а то и с опережением, а все биореакторы были успешно запущены и готовы к работе. Более того, несмотря на то, что изначально в декабре 2020 планировалось выпустить 2,2 миллиона доз «Спутника V», к настоящему времени эта цифра увеличилась до 7-10 миллионов доз.
Отметим также, что и известные научные медицинские издания, в том числе и The Lancet, а также крупные организации уже не ставят вопрос об эффективности «Спутника V». Более того, даже «Радио Свобода. Европа» в своих статьях признает, что способность российской вакцины обезопасить человека от COVID-19, не вызывая при этом критических последствий для организма, не вызывает сомнений.
Поэтому западные производители, не сумев доказать опасность российского препарата, перешли к другой вроде бы новой, но на самом деле хорошо забытой, тактике.
Для того чтобы ее понять необходимо углубится в относительно недавнюю историю. Еще в конце 19 века молодой российский ученый Владимир Аронович Хавкин разработал первые вакцины против холеры и чумы. Именно благодаря его препаратам удалось победить эпидемию этих болезней в индийском городе Бомбей и его окрестностях. Тогда ученый лично привил за два года свыше 40 тысяч человек, в том числе и себя.
Ему удалось не только остановить эпидемию в британской колонии, которой в то время являлась Индия, но и доказать ее безопасность. За это в 1897 году королева Виктория наградила Хавкина одним из высших орденов Британской империи, Орденом Индийской империи, а в его честь в Лондоне был дан приём, на котором присутствовали крупнейшие английские медики.
Однако впоследствии, когда начали создаваться аналоги препарата российского ученого, стали появляться и обвинения, что качество производства вакцин вызывает сомнения, и она не может быть такой безопасной, как думалось первоначально.
Подобные беспочвенные, а порой и вовсе нелепые обвинения звучали в адрес практически всех вакцин, разработанных в СССР или новой России. В частности, вакцин от полиомиелита, туберкулеза, гриппа, коклюша, оспы, Эболы и так далее.
При этом, как правило, если первоначально и делались попытки обвинить российских вирусологов в том, что их препарат разработан недостаточно хорошо и опасен для применения, то со временем критикам приходилось признавать, что реальность отличается от того, что им хотелось бы видеть.
Как правило, атаки на отечественные вакцины подразумевали недостаточный контроль над производством препаратов, который не позволял поддерживать должный уровень качества. Впрочем, и эти обвинения не находили реального подтверждения. С другой стороны, нельзя не признать, что наших западных «партнеров» такие вещи давно не волнуют, главное сказать, а там уже как пойдет – «Земля слухами полнится…»
Думается, что в кампаниях против «Спутника V», помимо приведения данных о случаях смертей или осложнений, которые, как мы уже сказали, в любом случае будут иметь место, хоть и в пределах допустимых статистикой, последуют и заявления о несоблюдении качества создания препаратов, недостаточный контроль над производственными цепочками и т.п.
При этом масштабы «нарушений технологии» российскими производителями будут, несомненно, преувеличены если не в сотни, то десятки раз точно. А если у кого-то и возникнут сомнения в достоверности американских «данных», транслируемых через различные СМИ и НКО, то критиков попросту обвинят в том, что они «кремлевские пропагандисты» или вовсе – боты. На худой конец, найдут другой, более жесткий способ заткнуть рот. Тут у наших западных «партнеров» опыта хоть отбавляй.
Примером тому как «почти безболезненно» можно заставить «переобуться в воздухе» выступают даже самые солидные издания или организации, каким является старейший профессиональный журнал Lancet, издаваемый в Британии. В недавнем прошлом он первым опубликовал аргументированную, сопровождающуюся фактами и научными выкладками статью, в которой утверждалось, что российская вакцина безопасна и очень эффективна. Кстати, после этой публикации в Российский фонд прямых инвестиций стала выстраиваться очередь из желающих её приобрести.
Однако спустя некоторое время в том же Lancetряд международных «экспертов» заявили, что данные третьей фазы испытаний «Спутника» вызывают «опасения». А потом уже в Германии, граждане которой регулярно приезжают в Россию для того, чтобы привиться именно этой вакциной, выразили сомнения в качестве и эффективности российской разработки. И, естественно, об этом же, как по команде, начинают писать и российские, псевдооппозиционные издания, редакции или руководители которых зачастую находятся в западных странах или за океаном.
Кстати об экспертах, вслед за первой публикацией в Lancetположительную оценку работе российских вирусологов дал доктор Энтони Фаучи, главный эпидемиолог США, ученый с мировым именем. Высказавшись один раз, сейчас он хранит молчание. Зато пока местами, но начинают раздаваться голоса неких никому не известных (ни в России, ни в Штатах) «экспертов», высказывающих свою озабоченность, опасения и т.д. качеством российского препарата. Причем эта «туфта» весьма оперативно тиражируется.
К примеру, небезызвестная и уже упомянутая нами «Медуза» в ряде материалов за последнее время упоминает о возможности «несоблюдения стерильности производства», хоть и тут же добавляет, что это маловероятно. Тем не менее, латвийское издание (именно в этой прибалтийской стране оно зарегистрировано), делает акцент на том, что, по их мнению, нет открытых данных о том, как организован контроль над производством и исследованием «Спутника V».
Думается, что это лишь начало, и уже очень скоро появится куда больше якобы разоблачительных статей о том, какой же «Спутник V» на самом деле некачественный, опасный препарат и как много людей от него погибло. При этом мало кого будет волновать, сходятся ли хоть как-то голословные обвинения с официальной статистикой, причем не только российской, но и той же Всемирной организации здравоохранения, а также других международных организаций.
А теперь попытаемся разобраться, почему после AstraZeneca следующий в очереди на дискредитацию стоит именно препарат Центра им. Н. Ф. Гамалеи?
Как мы уже сказали в самом начале данного материала, борьба идет за рынок – то есть, в первую очередь, за тех, кто готов платить. Именно по этой причине первый удар был нанесен по Европе, которая более платежеспособна, чем, скажем, африканские страны. Однако, после того, как ряд государств Европейского Союза отказался от вакцины AstraZeneca, правительства этих стран стали рассматривать в качестве потенциальной альтернативы для массовой вакцинации в первую очередь не Pfizer или Moderna, а российский «Спутник V», а также оказывать все большее давление на Европейское агентство лекарственных средств, чтобы оно разрешило использование препарата.
В США нынешняя администрация во главе с Дж. Байденом никак не хочет мириться с тем, что страны ЕС, в первую очередь страны Старой Европы пытаются проводить независимою политику, выгодную главным образом им самим, а не Белому дому. Тут достаточно вспомнить проект строительства «Северного потока 2», от которого та же Германия, несмотря на сильнейшее давление Вашингтона, не намерена отказываться и перейти на более дорогой американский сжиженный газ.
При этом масштаб удара по «Спутнику V», вероятнее всего, превысит тот, что был нанесен по AstraZeneca. Он может включать в себя не только обвинения в СМИ, но и работу в социальных сетях, а также выпуск разнообразных фильмов, преподносящихся как расследование о якобы многочисленных смертях тех, кто был привит российским препаратом.
Тут достаточно вспомнить о деятельности, недавно запрещенной и уже практически признанной экстремистской в РФ организации «Фонд борьбы с коррупцией», которая подобное «кино» снимала регулярно, в том числе и на немецкой студии Blackforest, работа которой, кстати, оплачивалась как раз из США.
Не стоит забывать и то, как «Белые каски» в Сирии, финансируемые Великобританией, в том числе из фонда «The Syria Campaign/The Voices Project», а также Соединенными Штатами Америки снимали кино о якобы применении правительственными войсками Башара Асада химического оружия. Тогда не без помощи российских представителей все эти фейки были опровергнуты, а псевдо-спасатели были вынуждены бежать за границу в Иорданию при помощи израильских военных.
Так что можно с высокой степенью уверенности прогнозировать, что в битве против пандемии, которая развернулась на нашей планете, к сожалению, интересы фармацевтических компаний стоят выше, чем общее дело в борьбе с COVID-19. Не зря же масштабная вакцинация по-прежнему развернута лишь в богатых странах, а не в африканских, латиноамериканских государствах или в бедных странах Азии и той же Европы. Украина, Молдавия, да и республики Прибалтики тому пример.
Поэтому американские фарм-гиганты будут продолжать атаки на тех своих конкурентов, которые представляют угрозу для их потенциальных доходов. И можно с уверенностью говорить, что после AstraZeneca под удар попадет «Спутник V», а также те страны, которые решились на его использование.
Фото: времяроссии.рф