Евросоюз пугает Словакию блокировкой финансирования

Реформа уголовного законодательства, инициированная премьером Робертом Фицо, пришлась Брюсселю не по душе

Национальный совет (парламент) Словакии 8 февраля утвердил предложенную правительством реформу уголовного законодательства. Инициатива кабмина прошла при поддержке депутатов от партий правительственной коалиции, располагающей 79 из 150 мандатов. Она получила необходимое большинство: «за» — 78 народных избранников. Оппозиция бойкотировала голосование.

Закон, в частности, предусматривает ограничение защиты информаторов и смягчение уголовной ответственности за некоторые виды экономических преступлений. Например, за отмывание денег. Но главное его положение — упразднение спецпрокуратуры. Это ведомство занималось расследованием наиболее резонансных дел, ряд фигурантов которых был связан с большой политикой. Она прекратит свое существование в марте.

Напомню, что весной 2018-го Роберт Фицо, который недавно в третий раз занял кресло премьер-министра Словакии, был вынужден покинуть этот пост из-за обвинений в коррупции. Он попал под жернова операции «Чистилище», которую как раз и проводила спецпрокуратура в рамках расследования преступлений ОПГ, запустившей, как заявляли следователи, свои щупальца в высшие эшелоны власти. Выяснилось, что ее деятельность контролировали представители либеральных сил, использовавшие структуру для преследования неугодных политиков. Под подозрение, в частности, попали некоторые функционеры партии Фицо «Направление — социальная демократия» (Smer-SD). Обвинения в отношении ее лидера не подтвердились, но осадок, как говорится, остался.

Теперь, видимо, пришло время посчитаться с обидчиками. В правительстве считают, что упразднение ведомства — необходимость, чтобы «положить конец эксцессам спецпрокуратуры и предвзятому отношению к партии Smer-SD, которая сейчас находится у власти».


«Предыдущее правительство нарушало принципы верховенства закона и ущемляло права человека», — заявил депутат от партии «Направление — социальная демократия» Тибор Гаспар.


В настоящее время этот бывший начальник словацкой полиции все еще находится под следствием.

Однако так не считают руководители либеральных партий, потерявших власть по итогам состоявшихся в сентябре 2023 года парламентских выборов. Они резко критикуют реформу. По их призыву в Словакии с конца прошлого года проходят антиправительственные митинги, на которых сохранение спецпрокуратуры в структуре правоохранительных органов выдвигается в качестве основного требования. Оппозиция заявляет, что нынешние власти уничтожают правовое государство.

Действия Фицо вызвали в единой Европе дружный вой. Еврокомиссия, позицию которой поддержало посольство США в Братиславе, призвала правительство пересмотреть решение о ликвидации управления. В противном случае пригрозила заблокировать финансирование Словакии. Европейская прокуратура, штаб-квартира которой находится в Люксембурге, назвала подобную реформу в стране-члене ЕС «серьезным риском нарушения верховенства закона». Европарламент принял 17 января резолюцию с осуждением инициативы словацкого кабмина.

Президент Зузана Чапутова (представительница либерального крыла) назвала принятие закона «плохой новостью для Словакии и всех ее граждан». Она заявила, что обратится в Конституционный суд и наложит вето на решение парламента. Правда, ее запрет может быть преодолен в Национальном совете простым большинством голосов.

Зузана Чапутова. Фото: Marko Erd / SME

По результатам всех этих разборок и европейских демаршей нужно признать, что Роберт Фицо, которого после его избрания называли в западных СМИ «вторым Орбаном», наконец-то освоился и решился на серьезный шаг против брюссельской бюрократии. И это — только начало. Вот несколько свежих примеров.

Фицо заявил, что его правительство в случае принятия в Евросоюзе пакта о миграции отдаст предпочтение выплате компенсаций за отказ страны принимать у себя нелегальных беженцев.

Вице-спикер парламента Любош Блаха (Smer-SD) написал в Telegram-канале:


«Мы будем делать все необходимое для нормализации отношений с Россией и Белоруссией».


Свое сообщение политик, являющийся по совместительству помощником Фицо, сопроводил фотографией со встречи с белорусским послом, в которой принимал участие еще один вице-спикер Андрей Данко.

Министр обороны Венгрии Криштоф Салай-Бобровницки и его словацкий коллега Роберт Калиняк после консультаций, которые прошли 9 февраля, потребовали прекратить огонь на Украине и начать переговоры. Для мирного решения, по их мнению, требуется остановка европейских военных поставок ВСУ, а также изменение структуры финансирования Киева.

И, наконец, — вишенка на торте. 9 февраля в Кошице (на востоке Словакии) в восемнадцатый раз(!) прошел финал фестиваля «Русское слово». На конкурс съехались 200 словацких детей, победителей региональных туров. Школьники в четырех возрастных категориях состязались в исполнении прозы, поэзии и песен на русском языке.

Новые власти Словакии, похоже, окрепли, начинают отстаивать свои национальные интересы на брюссельском паркете, нацелены на урегулирование украинского кризиса и развитие диалога с Москвой. В этой связи напомню громкое заявление премьера Фицо, сделанное в ходе предвыборной кампании:


«Словакия больше не поставит Украине ни одного патрона и наложит вето на вступление Киева в НАТО».


Удастся ли ему и его правительству сохранить такой настрой?