Введение COVID-паспортов в ЕС: за и против

На фоне того, как по всей Европе процесс вакцинации продолжает набирать обороты, а введенные карантинные ограничения ослабляются, Европейская комиссия (ЕК) все больше настаивает на необходимости введения так называемого «Цифрового зеленого сертификата» (DGC). В ЕК подчеркивают, что система позволит облегчить международные поездки и простимулирует туризм внутри Европейского Союза.

Тем не менее, эксперты американского аналитического центра IHS Global Insight отмечают, что существует ряд политических и правовых препятствий, а также противоречий и нарушений в вопросах безопасности, которые могут помешать принять новые COVID-паспорта.

Вначале поясним, «Цифровой зеленый сертификат» – это своего рода «паспорт вакцинации». Согласно планам европейских политиков, он будет являться доказательством того, что человек не только вакцинирован от COVID-19, но и обладает достаточным числом антител. Предоставляться сертификат будет как на бумажном носителе, так и в электронном виде и будет содержать специальный QR-код. Признаваться такой документ будет на территории всего европейского Союза, а также планируется сделать его доступным для граждан Исландии, Лихтенштейна, Норвегии и Швейцарии.

«Система цифрового зеленого сертификата — это временная мера. Она будет приостановлена, как только Всемирная организация здравоохранения объявит об окончании международной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, связанной с COVID-19», – говорится в сообщении ЕК. ТАСС со ссылкой на проект сертификата пишет, что внедрить эти документы должны к середине июня.

В Global Insight отмечают, что введение DGC в преддверии туристического сезона становится все более вероятным, поскольку государства-члены ЕС стремятся вернуть на свои курорты путешественников, которые из-за пандемии пока что вынуждены сидеть по домам.

Кроме того, за последние недели в Европейском Союзе появилось несколько вариантов национальных решений проблемы возобновления трансграничных поездок. Франция, например, планирует расширить функционал приложения TousAntiCovid, добавив в него поддержку проверенных результатов тестов и вакцинации от коронавируса.

В Германии, Дании и Эстонии власти также разрабатывают собственные программы для активизации туризма. Впрочем, в Global Insight на этом фоне подчеркивают, что различные национальные решения, не согласованные с Брюсселем, рискуют подорвать возобновление международных поездок в рамках всего ЕС.

Для решения этой проблемы Европейская комиссия в мае запустила пилотное тестирование системы DGC, созданной в партнерстве с Deutsche Telekom, SAP, а также рядом стран-членов союза. Предполагается, что в нее будут включать и тех, кто получил национальные паспорта о вакцинации.

Тем не менее, реализация столь амбициозного проекта сталкивается с рядом проблем, главным образом – с политическими, а также низким уровнем поддержки со стороны общественности.

Так, в то время, как многие страны решительно выступают за ускоренное решение проблемы свободного перемещения между государствами, другие, в том числе Германия и Франция, выразили обеспокоенность по поводу того, что DGC может быть дискриминационным по отношению к людям, которые отказываются от вакцинации по состоянию здоровья или по другим причинам.

Одним из возможных решений вопроса, связанного с ликвидацией возможной дискриминацией, является обеспечение всеобщего и бесплатного тестирования на COVID-19. В Брюсселе намерены сделать тестирование обязательным перед тем, как будет реализован DGC.

Помимо этого, скептическое отношение некоторых стран-членов ЕС усугубляется также и некоторыми противоречиями между Советом Европейского Союза и Европейским парламентом по DGC.

Напомним, Совет считает, что отмена ограничений на поездки должна оставаться прерогативой национальных правительств, в то время как Европейский парламент заявляет, что держатели DGC должны пользоваться свободой перемещения внутри всего ЕС.

В любом случае, успех DGC также будет зависеть от государственной поддержки и высокой скорости загрузки, качества работы национальных приложений, подключенных к общим базам ЕС.

В Германии, согласно опросам, лишь 41% респондентов поддержали подобную схему, что, вероятно, обусловлено соображениями конфиденциальности; а во Франции только каждый пятый человек скачал приложение TousAntiCovid. Если такая тенденция сохранится, это может привести к тому, что DGC так и не станет популярным среди граждан ЕС.

При этом различные интерпретации критериев DGCи дополнительных требований на национальном уровне могут препятствовать единообразному применению предлагаемого режима. Помимо этого, нет также и четких критериев о том, какие вакцины будут включены в список.

В первую очередь, несомненно, вопрос касается российского «Спутника V», а также китайского препарата Sinopharm, которые на сегодняшний день так и не одобрены Европейским агентством по лекарственным средствам (EMA). При этом некоторые страны, в том числе Греция, уже разрешили въезд в страну иностранным гражданам, которые привились препаратом из России. Испания заявила, что будет ждать решения ЕС, а Венгрия и вовсе не только разрешила, но и применяет российские и китайские вакцины без одобрения EMA.

В результате можно констатировать, что различные позиции государств-членов ЕС создают риск дополнительных требований на национальном уровне или различных интерпретаций DGC для учета обстановки внутри государств, их национальных и экономических интересов, а это, в свою очередь, затруднит повсеместное применение «Цифрового зеленого сертификата» и создаст путаницу в правилах для путешественников.

Отметим также, что эффективное внедрение DGC в масштабах всего ЕС потребует тесной координации с Соединенным Королевством, чтобы отразить особый статус Северной Ирландии после Brexit.

При этом важно понимать, что работоспособность предлагаемого механизма будет зависеть также и от качества пограничных проверок подлинности сертификатов. Такое положение потенциально повлечет за собой введение физической пограничной инфраструктуры между Ирландией и Северной Ирландией, что может иметь значительные последствия для политической стабильности, а также спровоцировать беспорядки и протесты.

К примеру, когда в январе 2021 года было рассмотрено предложение о прекращении экспорта вакцины COVID-19 из ЕС в Великобританию, негативная реакция Лондона, Белфаста и Дублина вынудила Комиссию немедленно отказаться от этой идеи.

Сроки любого предлагаемого введения пограничной инфраструктуры для DGC также будут иметь ключевое значение, учитывая, что рост протестной активности в Северной Ирландии обычно происходят в июне и июле. Поэтому любое решение, вероятно, потребует тесного взаимодействия с Великобританией по Северной Ирландии и, возможно, нормативной эквивалентности в отношении действительности паспортов вакцинации.

В завершении отметим, что, несомненно, идея введения DGCможет позитивно отразиться на темпах вакцинации, а также позволить начать проводить бесплатное ПЦР-тестирование в масштабах всего ЕС, чтобы избежать обвинений в дискриминации.

Однако на другой чаше весов лежат риски, которые таит в себе подобное решение. Так в случае, если страны-члены Союза будут в одностороннем порядке продолжать разрабатывать и внедрять собственные COVID-паспорта, а также закупать неодобренные EMA вакцины, работоспособность «Цифрового зеленого сертификата» окажется под угрозой.

Более того, усугубится конфликт между странами, считающими, что именно в Брюсселе должны решать, как обеспечить безопасность путешествий между государствами, и теми, кто полагается лишь на свои силы, а не на наднациональные органы ЕС.

Фото: kudago.com