Третье пришествие Иванишвили

Возвращение в политику самого богатого человека в Грузии уже привело к перестановкам в руководстве правящей партии и правительстве республики. Будет ли продолжение?

Похоже, Грузию ждут если не катаклизмы, то, по крайней мере, серьезные передряги. Одним из симптомов этого является возвращение в политику Бидзины Иванишвили. Обычно он появляется в политике в трудные для Грузии времена.

Так было в апреле 2012 года, когда он, миллиардер, филантроп, самый богатый человек в республике, основал и возглавил партию «Грузинская мечта — Демократическая Грузия», которая уже в октябре разгромила (по-другому и не скажешь) партию Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕДН). А это, в конечном счете, привело тогдашнего президента к отставке и бегству из страны. Сам же Иванишвили был назначен на пост премьер-министра, который спустя год с небольшим покинул, передав власть своему протеже, 31-летнему Ираклию Гарибашвили.

Так было и в 2018 году: тогда миллиардер стал председателем «Грузинской мечты», что связывали с грядущими президентскими выборами, которые рассматривались как серьезное испытание партии на прочность. На этот раз Иванишвили продержался в политике до начала 2021 года, уйдя после того, как ГМ победила на очередных парламентских выборах и сформировала новый кабинет министров. Среди причин, побудивших его оставить важный политический пост, Иванишвили, 1956-го года рождения, назвал свой возраст, который, по его словам, «приближался к пенсионному».

Однако три года спустя, хотя моложе он не стал, миллиардер снова вернулся в активную политику. 30 декабря минувшего года на внеочередном съезде «Грузинской мечты» он был избран Почетным председателем партии. Затем, месяц спустя, произошла рокировка: премьер Ираклий Гарибашвили, кстати, активно выступавший против антироссийских санкций, объявил о своей отставке и вскоре занял пост председателя «Мечты». Его преемником на посту главы правительства стал прежний председатель партии — Ираклий Кобахидзе. А 8 февраля парламент утвердил «новый-старый» состав кабинета. Сменился только министр обороны.

И тут возникает вопрос: с какого такого перепугу? Тем более, что Иванишвили охарактеризовал свое решение как неприятное, вынужденное. Да и кабинет, вроде, работал исправно...

Действительно, обстановка в республике на первый взгляд достаточно стабильная, ну почти «тишь да гладь». Экономика работает, в частности, и благодаря активности российских бизнес-релокантов. А также возвращению российских туристов. Оппозиция маргинализируется, о чем говорит недавний раскол, имевший место в «Едином национальном движении». А это позволяет с высокой степенью уверенности прогнозировать убедительную победу «Мечты» на осенних парламентских выборах (Грузия — парламентская республика, и победившая партия формирует правительство).

Да и во внешней политике все недурно: в конце прошлого года республика наконец-то получила статус кандидата в ЕС, в котором ей было отказано в 2022-ом. А это, в свою очередь, лишило оппозицию возможности обвинять руководство республики в том, что оно отходит от западной повестки в пользу России и Китая.

Но однако вернемся к событиям в правящей партии. Неожиданное возвращение в политику Иванишвили и его первые заявления спровоцировали в Грузии массу толкований и комментариев. От того, что миллиардер вернулся в руководство «Мечты» для предотвращения возможных рисков, связанных с «разногласиями» в руководстве партии и в правительстве, «возможной коррупции», и до якобы его стремления ввести в большую политику своего старшего сына Утту Иванишвили.

А вот высказывание Почетного председателя относительно того, что его решение вернуться в политику обусловлено, в частности, тем, что Грузия столкнулась с проблемами, вытекающими из «сложной геополитической ситуации», СМИ и эксперты как-то обошли. Не исключено, что причиной тому было отсутствие каких-либо комментариев или уточнений со стороны батоне Бидзины. Но как бы то ни было, ситуация в республике и вокруг неё была и остается действительно непростой.

В этой связи вспомним наиболее заметные события минувшего года. Самыми громкими из них, несомненно, являются события начала 2023 года, связанные с рассмотрением законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», известного как закон об «инагентах», предложенного общественным движением «Сила народа» и поддержанного «Мечтой».

Митинги против закона об иноагентах в Тбилиси

Это движение по сути является «дочкой» правящей партии. Оно было основано ее депутатами, формально вышедшими из «Грузинской мечты». Что дает движению право на якобы самостоятельные шаги, вызывающие резкую критику оппозиции, но не ставящие под удар партию большинства, с которой «Сила народа» активно сотрудничает в парламенте.

Реакция оппозиционных СМИ и НПО на этот, по сравнению с американским весьма вегетарианский, законопроект была просто взрывная. Хотя по сути он сводился лишь к тому, чтобы получатели иностранного финансирования (оппозиционные партии, СМИ и организации) сообщали об источниках и объемах поступлений. Никакие санкции, тем более уголовные, в этой связи не предусматривались.

К хору внутренних противников законопроекта незамедлительно присоединились сперва посол США, а затем и госдепартамент, а также внешнеполитическая служба Евросоюза, Совет Европы и даже представительство ООН в Грузии.

Поскольку словесные убеждения на законодателей не действовали, напротив, они продолжали отстаивать свою точку зрения (даже перевели на грузинский язык и распространили аналогичный, более суровый американский закон), в ход пошли кулаки и «коктейли Молотова». За три дня массовых беспорядков (7-9 марта) пострадали 58 силовиков. После чего законодательную инициативу пришлось отозвать.

Не успели страсти успокоиться, как возникла еще одна незадача. В середине мая Россия не только отменила визовой режим для граждан Грузии, который действовал с 2000 года, так еще и сняла запрет на прямое авиасообщение с республикой, введенный в 2019 году.

Справедливости ради стоит отметить, что на этот раз протесты оппозиции были минимальные (от нескольких десятков до полутора сотен протестующих в аэропорту). Но зато ЕС не смог пройти мимо такого безобразия. Посол Евросоюза в Тбилиси даже попытался шантажировать грузинское правительство. В частности, в ходе беседы с министром экономики Леваном Давиташвили он недвусмысленно дал понять, что республике следует закрыть свое небо для российских бортов, как это сделали страны-члены ЕС, тем более что Грузия стремится стать кандидатом на членство.

Дальше — больше. В конце июля неожиданно для многих Грузия и Китай объявили о переходе на новый уровень двусторонних отношений — стратегическое партнерство. А чуть позже, в сентябре, Тбилиси отменил визы для китайских граждан. Какова была реакция в дипломатических кругах Запада, включая США, ясно и без комментариев. Хотя этот шаг представляется весьма логичным: Пекин является одним из основных торговых партнеров Грузии. Её экспорт в Китай в прошлом году вырос на 19,7 % и составил 736,7 млн долларов. Для не самой богатой республики это — немалые деньги в бюджет и гарантированные рабочие места, в первую очередь, в сельской местности.

К этому можно добавить и неудавшуюся попытку импичмента президента Грузии Саломе Зурабишвили, за которой прочно утвердилась репутация «президента от оппозиции». И хотя в октябре Конституционный суд республики подтвердил факт нарушения 52-ой статьи Основного закона, согласно которому президент может осуществлять представительские функции в отношениях с другими странами только с разрешения правительства (а в августе Саломе Зурабишвили эту статью демонстративно нарушила), «Мечте» не хватило голосов, чтобы провести через парламент законопроект по импичменту. Проект поддержали лишь 86 депутатов из необходимых 100.

Саломе Зурабишвили. Фото: David Mdzinarishvili / Reuters

И «вишенкой на торте» стало возвращение в политику Иванишвили, которого на Западе ой как недолюбливают.

А теперь попытаемся прикинуть, что ждет республику и правящую партию в текущем году.

Однозначно, что ключевым внутриполитическим вопросом, который стоит перед «Мечтой», станут октябрьские выборы и их последствия. Думается, ее победа практически гарантирована. И поэтому сверхзадачей для партийного руководства будет выход «Грузинской мечты» и её союзников на конституционное большинство — минимум 100 мест.

Однако оппозиция попытается оказать максимальное противодействие. Пока трудно представить, как поведут себя две половинки некогда «Единого национального движения» (ЕНД), а также другие, более мелкие оппозиционные структуры, коих немало. Но вероятность создания единого оппозиционного блока, учитывая специфику грузинской политики, маловероятна. Видимо, поэтому руководство ЕНД уже сейчас заявляет о своем намерении игнорировать результаты выборов и бойкотировать работу нового парламента.

Что касается нового кабинета министров, то он в пику своим конкурентам заявляет о намерении принимать решения по серьезным вопросам внешней и внутренней политики, исходя из интересов граждан, обещая при этом «полную прозрачность», которая распространится и на борьбу с коррупцией. Посмотрим, как это все будет реализовываться на практике.

Новый кабинет не выдвинул новых привлекательных проектов или программ. Говоря о планах своего кабинета, нынешний премьер-министр Кобахидзе подчеркнул:


«Последние три года были особо успешными для нашей страны. Мы смогли сохранить мир и стабильность, мы смогли существенно нарастить темпы роста экономики, и это было в первую очередь успехом правительства, работой Ираклия Гарибашвили. Поэтому первоочередной задачей будет доведение до конца крупных проектов, которые начаты в рамках существующей правительственной программы, есть очень значимые проекты, тот же проект крупнейшего автобана, который нужно довести до конца. Конечно, основной акцент будет сделан на эти мероприятия, но также пойдёт речь о том, как мы подготовимся к новой фазе».


Последняя фраза явно относится к задачам, которые придется решать стране после выборов.

Что касается международных вопросов, то нынешняя прагматичная политика Тбилиси вряд ли претерпит существенные изменения. Если говорить о приоритетности западного вектора, грузинское руководство прекрасно понимает, насколько далеко от статуса кандидата до членства в ЕС. Полноценный член НАТО, Турция, например, является кандидатом с 1999 года, а Северная Македония — с 2005-го. Поэтому Грузия, как представляется, исходя из своих экономических интересов, будет постепенно углублять отношения с Пекином и поддерживать статус-кво на российском направлении.

Показательным в этом плане является заявление премьера Грузии в его бытность председателем партии:


«Грузия потеряла бы $2,5 млрд (ежегодно — И.В.) от введения санкций против России в связи с ситуацией на Украине.... Как можно своими руками навредить интересам своей страны?».


Наконец, надо напомнить, что недавно грузинские спецслужбы арестовали следовавший в Россию груз взрывчатки (пластид С-4) и группу лиц, причастных к этому смертоносному транзиту.

Во время войн на Северном Кавказе Грузия служила надежным тылом для террористических формирований. Там они отдыхали, лечились, через нее проходили поставки вооружений и продовольствия, а также переправлялись новые боевики. С тех пор многое изменилось и в Грузии, и в России.

Интересно другое. Эта весьма успешная операция грузинских спецслужб получила максимально широкую прессу, включая демонстрацию кадров оперативных записей. Обычно так не делается. Тем более, когда объектом для террористов является другая страна. Секретные службы потому так и называются, что предпочитают о своей работе помалкивать. А тут такая огласка.

Если это намек, то кому и о чем?