Ирак готовится к парламентским выборам

В середине апреля ЕС подписал соглашение о финансовой поддержке усилий по наращиванию потенциала работы Независимой высшей избирательной комиссии Ирака (IHEC) в размере 5,51 млн евро (6,6 млн долларов США).

Аналитики британского аналитического центра Economist Intelligence Unit (EIU) отмечают, что на сегодняшний день IHEC отчаянно нуждается в материально-технической поддержке, поскольку она изо всех сил пытается внедрить новые технические системы к парламентским выборам, запланированным на 10 октября 2021 года.

В этом контексте британцы подчеркивают, что главной проблемой для IHEC является новая биометрическая система, которая призвана устранить несоответствия при подсчете голосов.

В EIU констатируют, что регистрация, как избирателей, так и кандидатов в новых электронных системах, в том числе и биометрической, проходила до сегодняшнего дня достаточно вяло. Согласно обновленной информации Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ) от 9 апреля, к концу марта зарегистрировались только 63,2% из 25,1 млн человек, имеющих право голоса.

Напомним, что также было зарегистрировано 227 кандидатов на участие в выборах (193 независимых и 34 раскрывших партийную принадлежность). Было аккредитовано лишь пять коалиций, а десять заявок пока находятся на стадии рассмотрения. На прошлых выборах 2018 года коалиций и блоков было 25, а кандидатов общей сложности 6904 человек.

Возвращаясь к подготовке осенних выборов, отметим, что первоначально переговоры о поставках нового программного обеспечения велись с британской фирмой PricewaterhouseCoopers, однако они были приостановлены из-за серьезных возражений против предварительного соглашения. В настоящее время ведутся переговоры уже с немецкой фирмой, занимающейся сенсорными технологиями, Hensoldt.

Несмотря на ряд проблем, 9 апреля IHEC опубликовала заявление, в котором настаивала на том, что выборы в законодательное собрание пройдут по намеченному ранее графику.

Впрочем, напомним, что в январе премьер-министр Мустафа аль-Кадими уже один раз удовлетворил просьбу Независимой высшей избирательной комиссии отложить голосование на четыре месяца, чтобы завершить необходимые материально-технические приготовления. Поэтому на текущий момент вероятность переноса даты выборов по-прежнему существует.

На этом фоне в Economist Intelligence Unit отмечают, что помимо оказания помощи по внедрению новых технологий в форме их финансирования, ЕС поддержит также и усилия ООН по отправке наблюдателей за выборами для обеспечения соблюдения законных практик.

Тем не менее, даже, несмотря на многочисленных представителей других стран и организаций, которые будут контролировать весь процесс, думается, что иракская коррупция, кланы и конфессиональные объединения окажутся все равно сильнее и будут главным фактором, мешающим проведению по-настоящему честных и открытых выборов.

Чистота выборов станет ключевым вопросом в рамках новой избирательной системы, которая была введена после выборов 2018 года и последовавших за ними массовых протестов. Власти в результате пошли на уступки и приняли новый закон о выборах, который подразумевал допуск не только кандидатов по партийным спискам, но и самовыдвиженцев. Более того, теперь каждый избранный депутат парламента может представлять интересы отдельного избирательного округа в противовес старой редакции закона, где группа парламентариев должна была представлять всю провинцию.

Нельзя также и не отметить, что большое значение в современной политической ситуации Ирака играет стратегический диалог ближневосточного государства с Соединенными Штатами Америки.

Так, две страны продолжают согласовывать вывод американских военных, которые находятся в Ираке без малого два десятка лет. Как считают в Институте Ближнего Востока (ИБВ), в правительстве аль-Кадими надеются, что запланированная отправка войск с территории страны назад в США, лишит проиранские группировки предлогов для нападения на дипломатические миссии и военные объекты, создаст более благоприятную почву для дальнейшего снижения уровня иранского влияния в среде шиитских вооруженных групп.

С другой стороны, нельзя не отметить, что вывод американцев может создать и проблемы, в том числе – в вопросах безопасности. Противники действующих иракских властей, спящие террористические группировки и т.п. могут активизировать свою антиправительственную деятельность вплоть до проведения актов терроризма, как накануне, так и во время выборов, что скажется и на настроениях простых граждан, и на явке, и, как следствие, на результатах голосования.

Не самым благоприятным образом складывается и ситуация с коронавирусом. В Ираке возобновился рост новых случаев, даже с тем учетом, что масштабного тестирования всех подряд по всей стране, как в России, Европе или США там не проводится. При этом медленно ведется и вакцинация. В отсутствии своей собственной вакцины, Ирак оказался в заложниках нескольких государств-производителей, а также механизма Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – COVAX.

На сегодня Китай пожертвовал ближневосточному государству 250 000 доз Sinopharm, ВОЗ с задержками в марте предоставила 336 тысяч доз из запланированных 1,73 млн, а в ближайшее время отправит еще 50 000. Впрочем, все это позволит сделать два укола лишь 2% из более, чем 40 миллионов населения Ирака.

Британские аналитики, как и ряд других, не ожидают, что в результате осенних выборов состав законодательного органа существенно изменится, так как традиционно лидирующие партии не намерены сдавать свои позиции без боя. Помимо этого, тот факт, что пока что аль-Кадими не заявил о своем намерении участвовать в выборах, а реальной альтернативы ему нет, в стране усиливается обстановка политической неопределенности.

Ряд иракских экспертов кроме того считает, что определенную неразбериху в политических кругах их страны вносят спецслужбы Тегерана, которые соперничают друг с другом за возможность усиления своего влияния в Багдаде.

В свою очередь в ИБВ также отмечают, что существуют свидетельства того, что подконтрольные Тегерану иракские спецслужбы, а также его союзники и доверенные лица получают от Ирана противоречивые инструкции. Отсутствие единой позиции при этом заставляет аналитиков начать подозревать отсутствие единого централизованного органа управления в Тегеране. Это также создает многочисленные стимулы для наращивания нестабильности и роста рисков как в экономических, финансовых и иных аспектах, так и в предстоящей избирательной компании.

Сегодня можно констатировать, что выборы, вероятнее всего, все же состоятся в октябре, как и запланировано, но явка будет низкой, а лидеры большинства сохранят свои позиции. При этом постоянные обвинения в подтасовках и коррупционных схемах будут подрывать легитимность следующего парламента, создавая почву для беспорядков, а также проблем во взаимодействии с организациями, предоставляющими международную финансовую поддержку. Впрочем, это представляется традиционным итогом избирательной компании для большинства стран Ближнего Востока.

Фото: huffingtonpost.com